12 станций БКЛ и многое другое

12 станций БКЛ и многое другое

12 станций БКЛ и многое другое
12 станций БКЛ и многое другое
Новое действующее кольцо на карте метрополитена – это результат работы тысяч людей разных специальностей. Проектные работы, выполненные АО «Метрогипротранс», стали основой для 12 станций западной части линии, включая «Деловой центр» и «Шелепиху». О значимости БКЛ для города в целом, новых проектах компании и развитии технологических подходов рассказал главный архитектор компании Леонид Борзенков.

15d7ce4f868be6a37c9e4ae0cf921773.jpeg

Леонид Леонидович, редакция поздравляет вашу организацию с предстоящим 90-летним юбилеем. Известно, что «Метрогипротранс» и вы являетесь авторами проектов целого ряда станций столичной подземки. Причем ваша компания имеет огромный авторитет: работает в Москве, ее приглашают в другие города России и страны ОДКБ. Сейчас столица переживает важную веху в истории метростроения – открытие БКЛ. Как вы это оцениваете?

– Это грандиозное событие и с точки зрения значимости для столицы, и объема проделанных работ, и сроков их выполнения. Город имеет радиально-кольцевую структуру, основой метро долгое время было всего одно кольцо, которое раньше принимало на себя основную нагрузку по перераспределению пассажиропотока с одной линии метро на другую. С появлением МЦК существующее кольцо, конечно, отчасти разгрузилось, но среднего звена между старым кольцом и МЦК не хватало. Большая кольцевая линия в структуре метро очень важна с точки зрения комфортного перемещения пассажиров, независимости от погодных условий, наличия удобных связок со всеми радиальными линиями. Словом, БКЛ – это и фантастический труд, и фантастические сроки. Первые станции были запущены пять лет назад. За это время замкнулось целевое кольцо с 31 станцией, при этом строительство шло в сложившихся городских условиях и большая часть стан-
ций – пересадочные.

В последнее время организация «Метрогипротранс» занималась Люблинско-Дмитровской линией, ее продлением до станции «Физтех». Расскажите об этом.
– Мы завершили проектирование и получили положительное заключение экспертизы, дальше работу продолжит «Мосинж-
проект». Проект «Физтеха» оказался непростым, хотя, казалось бы, загородная станция должна находиться в менее стесненных условиях, чем в сложившихся районах. Тем не менее и новая городская застройка, и расположение станции вдоль Дмитровского шоссе создали трудности, что потребовало принятия ряда технических решений. Прежде всего эта станция односводчатая, таких в нашем метро в последние годы строили единицы, например, «Новокосино» или «Алма-Атинскую». Котлован длиной 800 метров, который объединил станционный комплекс и тупики, пришлось закреплять особым способом, не с помощью «расстрелов», конструкций, сдерживающих грунт, а с помощью анкерного крепления. Наземный вестибюль тоже не совсем обычный. В нем спроектированы два эскалаторных наклона, идущие один за другим, в каждом из которых по две ленты эскалатора, в отличие от традиционного спуска из трех или четырех лент. Также у станции появится здание эксплуатационного персонала, совмещенное со вторым вестибюлем. Такое решение становится новой нормой, и тот же принцип мы использовали при проектировании станции «Пыхтино» Солнцевской линии.

Ваши идеи при оформлении станций «Пыхтино» и «Внуково» оказались очень яркими: «Пыхтино» украсит вращающаяся турбина самолета, а в платформенной части «Внуково» появятся изображения авиаконструктора Туполева. Главной темой «Физтеха» будет идея о том, что ученье – свет.
– Этой идее будет подчинен не только свет и цвет. Станция представлена как храм науки – начиная с периптера вестибюля из колонн в виде перевернутых конусов и заканчивая подобными конструкциями в виде факелов, освещающих свод, отраженный свет от которого падает на пол платформы, а в цветовом решении преобладает белый цвет. В торцах платформы и вестибюле будут установлены медиаэкраны. На них будет отражен контент, связанный с физикой.

Как вам кажется, в дальнейшем метро будет развиваться в сторону уплотнения сети или, наоборот, уходя в загородные районы столицы?
– Я думаю, развитие будет идти по двум направлениям. Где-то будут заполняться пустоты, те районы, которые не обеспечены
метро, получат свои станции, кроме того, линии метро протянутся и за город.

Судя по проектам, вы являетесь сторонником идеи эстетического метро, то есть выполняющего не только утилитарные функции?
– Конечно. Сложный город с его ритмом, скоростью должен создавать пространства, где человек мог бы ощутить дружественность среды. Проходя из одного красивого пространства во второе и так далее, он, конечно, наполнится положительными впечатлениями. Кроме того, это уже традиция, основа жизни, к которым привыкли жители и гости города. Огромные возможности для реализации архитектурных идей открывает разнообразие отделочных материалов, которые сейчас предлагает промышленность. Сначала они приходили из-за рубежа, а сейчас все производится в России. Если в прошлом для декоративной отделки станций использовали натуральные материалы (гранит, мрамор), в качестве декора выкладывали сложные мозаичные панно, которые, конечно, стали художественными произведениями, но их производство было кропотливым ручным трудом, то сейчас ситуация совсем другая. Облицовочные плиты, большеформатные алюминиевые панели, стеклянные поверхности – все это помогает подчеркнуть масштаб метро, создавать выразительные решения, работать быстро, легко и красиво. Целую революцию в интерьерах станций произвело использование светодиодов. Из них можно делать светильники разной формы и длины – практически безграничные возможности. К тому же они слабо нагреваются, очень экономичны и обладают огромным ресурсом. Если дальше развивать эту тему, то будущее не только за светодиодным освещением, возможно, лазерным, большеформатными медиаэкранами в интерьерах, но и за целыми медийными поверхностями, которые могут стать основой будущих архитектурных решений с динамичными, визуально меняющимися пространствами.

Теги: #