Иностранные эксперты высоко оценивают потенциал московских ТПУ
По мнению зарубежных экспертов, масштабная городская программа строительства транспортно-пересадочных узлов имеет в Москве большое будущее. По информации стройкомплекса Москвы, в этом году планируется выставить на торги земельные участки для реализации 20 проектов ТПУ, которые включают в себя строительство около 150 тыс. кв. метров транспортной инфраструктуры и порядка 4 млн кв. метров различной недвижимости. В 2017 году в Москве инвесторам предложат еще 25 проектов ТПУ суммарным потенциалом строительства транспортной инфраструктуры в 80 тыс. кв. метров и 3,8 млн кв. метров коммерческих и жилых площадей.
«ТПУ – это потрясающий и по сложности, и по масштабности, и по интересности проект. Руководство Москвы хочет сделать так, чтобы возникал не только сам транспортный узел, но и инфраструктура вокруг него, чтобы она становилась современнее и представляла интерес для жителей, – отметил Этьен Трико, генеральный директор французской компании AREP, специализирующейся на проектировании и строительстве ТПУ в странах Европы и Азии. – Такой подход характерен и для других мегаполисов мира. Мне приходилось работать над подобными проектами в Китае, где все чаще прослеживается схожая логика, когда строительство или открытие новой станции метро подразумевает не только собственно станцию, но и развитие, преобразование района вокруг этой станции». По его словам, от ТПУ москвичи и гости мегаполиса вправе ожидать широкого выбора услуг: здесь будут и торговые точки, и спортивные объекты, и коворкинговые пространства, и досуговые заведения.
Глава британского консалтингового агентства, специалист по инвестициям в рынок недвижимости стран БРИКС Стивен Шон отметил, что ТПУ, совмещающие в себе транспортную инфраструктуру и недвижимость, создают новые возможности не только в целом для мегаполиса, но и для его отдельных районов: «Проекты ТПУ всегда интересны для инвесторов: будет расти цена земли, создаваться новые рабочие места и комфортные условия для пассажиров. Тысячи людей станут проходить через узлы ежедневно – это потенциальные клиенты для сферы торговли и услуг. Зона вокруг ТПУ – удачное место для офиса компаний, потому что сюда легко добраться. Она также станет привлекательным местом для ритейлеров».
При этом эксперты соглашаются с тем, что строительство подобных объектов всегда связано с рисками для инвесторов. Для их минимизации город должен оказать прямое содействие. «Большинство рисков будут исходить от взаимоотношений с городом: риск развития, риск своевременного получения разрешений, инвестор будет задаваться вопросом – смогу ли я использовать здание так, чтобы оно приносило экономическую прибыль? Фактически большинство этих рисков находятся в руках города. Власти, если они хотят развивать программу ТПУ, могут нивелировать эти риски. Существует радикальный метод, который был реализован в Лондоне, где город взял часть риска на себя и стал главным инвестором проекта, но я не уверен, что Москве нужно идти по этому пути. Другой способ – дать ряд гарантий, отложить какие-либо платежи, до тех пор, пока проект не станет действительно коммерческим», – отметил Стивен Шон.