Качественная архитектура как случайность

Качественная архитектура как случайность

Качественная архитектура как случайность
Качественная архитектура как случайность
Эксперты о проблемах в городском проектировании и строительстве

На строительство в Москве тратится в три-четыре раза меньше средств, чем в Лондоне или Нью-Йорке при аналогичном количестве сданных объектов. Проектные работы и вовсе занимают лишь 2% от общей сметы. В результате страдает качество архитектуры. Такие неутешительные выводы сделали эксперты в рамках дискуссии «Архитектурная политика. Пришло ли время для институционализации», состоявшейся в рамках Московского урбанистического форума.

В рамках дискуссии были представлены результаты исследования градостроительного регулирования Москвы, проведенного КБ «Стрелка». Из них следует, что общий объем строительства в городе составляет порядка 9 млн кв. метров в год, это примерно соответствует объемам Лондона – 9,2 млн кв. метров, и чуть меньше, чем в Нью-Йорке, – 9,8 млн кв. метров. При этом в денежном выражении объем строительной отрасли в российской столице достигает 530 млрд рублей, что в несколько раз меньше, чем в Лондоне (1960 млрд) и Нью-Йорке (2250 млрд).

Средняя стоимость проектирования, включая все стадии, в Москве – 1164 рубля за кв. метр, цена в верхнем сегменте рынка – 2400 рублей за кв. метр. По словам партнера КБ «Стрелка» Григория Ревзина, это делает зарубежных архитекторов, чьи расценки в 3–6 раз выше, неконкурентоспособными на московском рынке, их доля – менее 1%. «Это идеальный ответ на вопрос о качестве архитектуры в Москве, она в четыре раза дешевле, соответственно – хуже», – добавил эксперт.

Григорий Ревзин рассказал и о достижениях столичной архитектуры за последние пять лет: «Городская администрация прекратила практику прямого вмешательства в художественные решения, при этом получила развитие практика рассмотрения АГР. Появились трехмерные модели для особо значимых городских территорий. Панельное домостроение перешло на новый этап, развиваются архитектурные конкурсы, реализуются большие городские проекты».

Сегодня, как показывает международный опыт, наблюдается увеличение количества стадий проектирования, в качестве самостоятельных этапов уже выступают предпроектные исследования. В московской практике, по словам господина Ревзина, стадий всего две – проектная и рабочая документация. Если частный заказчик занимается концепцией, проводит предпроектные исследования, то в системе госзаказа эти стадии зачастую вообще отсутствуют, а техническое задание нередко носит формальный характер. При этом именно по госзаказу строится большая часть общественных зданий. «Появление качественной архитектуры становится случайным и крайне редким. Иногда этому может поспособствовать особое внимание властей или особый талант архитектора», – резюмировал эксперт.

«Надо понимать, что огромное количество документов, инерция, которая сложилась после хрущевских реформ в сфере градполитики, привели к тому, что до сегодняшнего дня проектирование двигалось только по этому пути, и свернуть с него действительно очень сложно. Нам приходится работать буквально в режиме «пожарной команды» – или как партизанам, которые пытаются что-то подвинуть, изменить», – прокомментировал исследование главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. По его словам, сейчас, при работе команды нынешнего мэра Сергея Собянина, ситуация меняется: «Появляются большие проекты – да, нет «вау-зданий», но и раньше они не строились. Часто проблема заключается в недостатке процедур, которые необходимо пройти застройщикам. Попробуйте в Берлине согласовать проект!» Также он посетовал, что в Москве нет культуры соблюдения фазирования, когда сначала делается проект, потом он согласовывается и затем строится. «Как шутил Владимир Ресин (депутат Госдумы, экс-глава столичного стройкомплекса. – «МП»), «задача архитекторов нарисовать то, что построили строители», – процитировал главный архитектор. Более того, модератор дискуссии, партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов привел пример, когда АГР согласовывалось постфактум. По его словам, так произошло с дельфинарием на ВДНХ.

Правда, девелоперы не согласились с несоблюдением культуры фазирования. «Первое, что мы делаем, – проводим предпроектное исследование. В первую очередь для себя. Прежде чем начать строить, застройщик должен понимать, что именно и для кого он это делает. Наши специалисты исследуют ТЭП, потом разрабатывается архитектурная концепция. На согласование АГР мы представляем несколько вариантов, так как хотим, чтобы наш проект вписывался в архитектурный облик того района, где мы строим», – возразил представитель компании «Лидер Инвест».

По мнению Сергея Скуратова, президента Sergey Skuratov Architects, изменение ситуации в городе произойдет в ближайшие 20–30 лет. Связано это с кадрами. «В Москве не хватает зрелых архитекторов. А для того чтобы они появились, нужны соответствующие учителя. Сначала нужно вырастить поколение педагогов, потом – поколение архитекторов», – сказал он. Сейчас же, по его словам, при огромных объемах строительного рынка в Москву ринулись компании с непонятным составом участников – где они учились, какие у них портфолио, никто не знает: «Мы часто конкурируем с этими организациями, они страшно демпингуют».

Теги: #