Красивая провокация

Красивая провокация
Красивая провокация
На Венецианской биеннале недосчитались архитектуры

Рисунок: главный архитектор Москвы, Сергей Кузнецов, акварель
Павильон России V. D. N. H Urban Phenomenon, представленный на закончившейся недавно 15-й Международной архитектурной биеннале в Венеции, в ноябре вернется в Москву. Уже в следующем году его смогут увидеть все желающие москвичи и гости столицы. Несмотря на то что экспозиция России оказалась в стороне от общего тренда выставки и не получила львов, она была отмечена и куратором выставки архитектором Алехандро Аравеной, и международными критиками. Французы назвали российский павильон «красивой провокацией».

Главной темой 15-й Международной архитектурной биеннале стал «Репортаж с линии фронта». Именно так определил ее куратор выставки чилийский архитектор, лауреат Притцкеровской премии Алехандро Аравена. В центре внимания оказалась роль архитекторов в улучшении качества жизни людей по всему миру и решении острых социальных проблем. Россия привезла свой знаковый проект – ВДНХ. Куратором павильона выступил главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, сокуратором – директор ВДНХ Екатерина Проничева, а комиссаром – ректор Санкт-Петербургского института имени И.Е. Репина Семен Михайловский. «Линией фронта стало переосмысление советского коммунистического наследства и превращения его в остроактуальный проект в области образования и просвещения. Речь об общемировой проблеме – о зданиях, транслирующих взгляды, которых уже нет, о том, как дать такой архитектуре новую жизнь», – так объяснялся выбор экспозиции главный архитектор. «Вот на примере ВДНХ мы видим борьбу на этой «линии фронта» – что там происходило несколько лет назад и что происходит сейчас», – ранее сказал Сергей Кузнецов.

Но величественная выставка достижений народного хозяйства с шедеврами архитектуры оказалась в стороне от общего тренда биеннале – «линию фронта» в других странах рассматривали исключительно через призму кризиса в экономике. «Откликнувшись на призыв куратора Алехандро Аравены показать, как архитектура может решать не только художественные, но также политические, социальные, экологические задачи, участники 15-й Международной архитектурной биеннале говорили в основном об экономии, борьбе с кризисными явлениями, строительстве массового жилья», – пояснили в пресс-службе Москомархитектуры.

Например, павильон Германии был посвящен интеграции мигрантов, их адаптации, в том числе с помощью дорожной инфраструктуры, социального жилья, строительства новых школ. Павильон США рассказывал об обанкротившемся Детройте и способах его возвращения к жизни. Архитекторы спроектировали навесную площадь в районе проживания мексиканских мигрантов, предложили переквалифицировать заброшенное автомобильное предприятие в завод по переработке строительных материалов разрушенных и обвалившихся зданий. Испанцы, чей национальный павильон получил «Золотого льва», выступили с экспозицией «Unfinished» («Неоконченное»). На ней архитекторы Иньяки Карнисеро и Карлос Кинтанс представили проекты зданий, которые так и не были достроены из-за кризиса, наступившего после строительного бума. Испанцы показали строительный потенциал заброшенных строений – 77 проектов, которые имеют все шансы возродиться, пусть уже и не в том качестве, как задумывались изначально.

Золото за лучший проект вручили парагвайскому бюро Gabinete de Arquitectura. Идея их проекта – ажурная арка из кирпича – показала, как и что можно построить из простых материалов, дешево и быстро. «Серебряного льва» международное жюри вручило нигерийско-голландскому бюро NLE Architects за школу на воде «Макоко», построенную в плавающих трущобах Нигерии. В павильоне Перу также рассказывалось о школах. Главная идея – сохранение культуры этнических общин реки Амазонки с помощью возведения школ в изолированных деревнях.

«Почему так мало архитектуры на архитектурной биеннале, я, честно говоря, не понимаю. Мы старались прежде всего насытить пространство российского павильона красотой, потому что контакт с архитектурой должен доставлять визуальное наслаждение», – сказал Сергей Кузнецов. Он отметил, что культура города определяет в большей степени его границы, чем административные и физические барьеры.

При этом, по словам главного архитектора, на «линию фронта» российская экспозиция попала. «Я говорил с Алехандро Аравеной и рассказывал, что мы хотим показать. Он сказал, что у него мурашки забегали от того, как мы точно поняли его замысел», – сообщил главный архитектор Москвы перед началом биеннале.

Однако выяснилось, что российская «линия» пролегает в стороне от европейской. «Во время подготовки к биеннале нам казалось, что отвоевание культуры со знаком «плюс» у культуры со знаком «минус» является той линией фронта, которая сейчас проходит в архитектуре, по крайней мере, в российской», – считает главный архитектор. По его словам, выставка продемонстрировала, что есть некая противофаза взглядов продвинутой европейской общественности и внутри России. «Когда у нас была гонка за дешевым, массовым жильем, строились хрущевки и появлялись спальные районы, вся Европа была озабочена улучшением качества жизни. Сейчас, когда мы сделали ставку на комфортабельность, стали развивать городские пространства, занялись благоустройством, реализовываем такие культурно-развлекательные проекты, как ВДНХ, в других национальных павильонах представлены идеи вроде коммунального общежития, сборных домов и прочего», – цитирует слова Сергея Кузнецова пресс-служба Москомархитектуры. Он предположил, что если бы сегодня выставились на биеннале российские архитекторы с проектами 60-х годов, был бы настоящий фурор. «Такие максимально упрощенные районы, как Новые Черемушки, у нас уже построены, мы в них живем и вовсе не считаем привлекательными. С точки зрения эстетических ценностей и понятия о комфорте – это пройденный этап. Европу в таком масштабе это не коснулось, поэтому они готовы искать прелесть в пустырях и городских окраинах», – сказал он.

Экспозиция V.D.N.H. URBAN PHENOMENON расположена на двух уровнях. В центральном зале нижнего уровня показаны артефакты советского времени. Копии и слепки были созданы группой молодых скульпторов. Встречает гостей знаменитый горельеф Евгения Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу – слава!», который был случайно обнаружен в одном из павильонов ВДНХ во время реставрации. На верхнем уровне посетителей ждет полный эффект присутствия, где представлена видеоинсталляция, погружающая в атмосферу современной выставки в разные времена года. Также там находятся кабинет исследователя и лаборатория, в которой возможные сценарии будущего ВДНХ разрабатываются совместно с архитекторами, студентами и посетителями экспозиции.

Венецианская биеннале продлится до ноября 2016 года. После этого российский павильон площадью примерно 600 кв. метров, в который было вложено порядка 100 млн рублей, отправится в Москву. Проект V.D.N.H. URBAN PHENOMENON будет экспонироваться на ВДНХ. «Сейчас сложно определить точное место, потому что идет реставрация центральных павильонов. Монтаж и демонтаж таких сложных объектов занимает время, поэтому в любом случае перенос экспозиции на ВДНХ произойдет не раньше начала 2017 года», – пояснила Екатерина Проничева.