Жить на периферии мегаполиса

Жить на периферии мегаполиса

Жить на периферии мегаполиса
Жить на периферии мегаполиса
Ведущие мировые эксперты обсудили проблемы развития крупных городов

На прошлой неделе в столице состоялся III Московский урбанистический форум – международная конференция в сфере градостроительства, урбанистики и смежных дисциплин, которая проходит ежегодно под эгидой правительства Москвы. В нынешнем году в работе форума приняли участие более 3,5 тыс. делегатов из 35 стран и 100 городов мира, а основной темой обсуждения стало развитие мегаполисов за пределами центра.

«Тема развития мегаполисов актуальна не только в Москве – городе, который бурно развивается в последние десятилетия, – но и во всем мире. Процесс урбанизации охватывает все континенты. Сегодня уже более 50 процентов населения планеты живет в городах, и эта тенденция с каждым годом усиливается», – отметил Сергей Собянин, обращаясь к участникам форума. По мнению мэра Москвы, проблемы, с которыми сталкиваются мегаполисы, во многом схожи, и без выработки четкой стратегии, в которую своевременно будут вноситься необходимые коррективы, их полноценное развитие невозможно.

Сергей Собянин также сообщил, что московские власти приняли целый ряд решений по изменению градостроительной политики. Один из ключевых пунктов – переход от центростремительного развития города к полицентричному. «За последние годы мы прекратили реализацию градостроительных проектов общей площадью 25 млн кв. метров, но при этом сохранили динамику развития и инвестиции направили на реорганизацию промзон, неосвоенных территорий на периферии», – отметил столичный мэр. Он напомнил, что в Москве создана одна из крупнейших в мире транспортных программ, предусматривающая строительство новых линий метрополитена, автомобильных и железных дорог, транспортно-переса-дочных узлов.

Руководитель столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин, в свою очередь, рассказал, что для децентрализации Москвы было принято решение уделять особое внимание развитию окраин и присоединить к столице новую территорию – наименее застроенную часть Московской области. «За этот год в новой Москве построено около 2 млн кв. метров недвижимости, из них больше половины – это недвижимость, которая создает рабочие места. Только в этом году на новых территориях было создано 30 тыс. рабочих мест, туда устремился поток инвестиций», – подчеркнул господин Хуснуллин.
«Главная тема форума – городские периферии и их развитие – чрезвычайно актуальна и для нашего города. Большая часть москвичей проживает в так называемых спальных районах. Люди проводят там большую часть своей жизни, и мы должны сделать все, чтобы они чувствовали себя там комфортно», – заявил Сергей Собянин и отметил при этом, что сейчас две трети средств, предусмотренных бюджетом Москвы на благоустройство, направляются в периферийные районы.

Специально к Московскому урбанистическому форуму было проведено масштабное междисциплинарное исследование «Археология периферии». Главный редактор издательской программы Strelka Press, лауреат «Золотого льва» архитектурной биеннале в Венеции Джастин МакГирк остановился на ситуации, сложившейся на окраинах крупнейших мировых мегаполисов, – Лондона, Парижа, Лос-Анджелеса, Мехико, Сан-Паулу, Токио и других. По данным исследования, к 2030 году на окраинах городов будут жить около 2 млрд человек, что может привести к переходу от хорошо спланированных городов к стихийным массовым застройкам и появлению трущоб. Избежать этого, по мнению экспертов, можно с помощью продуманной политики развития периферии, поиска точек роста и нивелирования расслоения общества по имущественному признаку.

Руководитель архитектурного бюро «Проект Меганом», директор образовательной программы Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» Юрий Григорян представил московскую часть исследования. По его словам, окраины российской столицы обладают целым рядом преимуществ по сравнению с периферией других мегаполисов мира: низкая плотность застройки, наличие свободных земельных участков и зеленых зон, разветвленная сеть дорог. Все эти факторы являются серьезным потенциалом для развития.

В ходе сессий и пленарных заседаний форума эксперты из разных стран обменялись опытом и поделились конкретными примерами успешного преобразования мегаполисов. Профессор Высшей школы государственного управления Университета Мэйдзи, бывший вице-губернатор правительства метрополии Токио Ясуши Аояма рассказал, как была проведена децентрализация японской столицы, чтобы избежать перенасыщенности центра. Ключевым моментом стало интенсивное развитие транспортной системы мегаполиса. На сегодняшний день в Токио действуют 11 кольцевых автодорог, весь город охватывает разветвленная сеть скоростных железных дорог с 520 станциями. «Мы организовали надежную транспортную связь с городами-спутниками в рамках крупнейшей агломерации и обнаружили, что население перераспределилось более рационально», – отметил господин Аояма.

Заместитель мэра Лондона по городскому планированию Эдвард Листер также подчеркнул первостепенное значение транспортных связей. Он привел в пример столицу Великобритании: до сих пор можно увидеть, что город представляет собой 150 отдельно взятых деревень, которые постепенно срослись и объединились транспортной сетью.

Глава комиссии по планированию провинции Гаутенг (ЮАР) Рашид Сидат отметил необходимость иметь не только общенациональный план развития, но и отдельные, конкретные и подробные планы развития провинций.

Руководитель Лаборатории урбанистики города Мехико Габриэлла Гомеc Монт напомнила, что при планировании больших инфраструктурных перемен необходимо просчитывать, как они отразятся на социальной сфере. Госпожа Гомес Монт рассказала, что сейчас в Мехико 40 процентов городского бюджета направляется на решение социальных проблем.

Специально к урбанистическому форуму 2013 года компания PwC подготовила отчет «От Москвы до Сан-Паулу. Исследование городов семи ведущих стран с развивающейся экономикой за 2013 год», в котором сопоставляются социально-экономические преимущества Москвы, Джакарты, Мехико, Мумбаи, Пекина, Сан-Паулу и Стамбула. Лидером рейтинга стал Пекин, названный «мировым экономическим гигантом». Второе место в списке заняла Москва. Ее основные преимущества – интеллектуальный капитал и инновации, устойчивое развитие, а также демография и приспособленность для жизни.

Продолжение темы на стр. 3

Теги: #