Слов не хватает

Слов не хватает

Слов не хватает
Слов не хватает
В мэрии считают, что москвичи должны активнее участвовать в слушаниях по градостроительным проектам

Власти Москвы разрабатывают новый стандарт проведения публичных слушаний. Об этом на III Московском урбанистическом форуме сообщила заммэра Анастасия Ракова. Основное нововведение касается обсуждения транспортных объектов: по мнению чиновников, в нем должны принимать участие не только жители тех районов, где находится стройка, но и те москвичи, которые будут пользоваться этими объектами в будущем. «Выгодоприобретатели» должны активнее выражать свою позицию, а не молчать в сторонке, считают в мэрии.

Столичные власти не первый раз «покушаются» на институт публичных слушаний. Ровно год назад Мосгордума попыталась внести поправки в Градостроительный кодекс, отменяющие общественное обсуждение градпланов земельных участков, а также проекты территориальных и отраслевых схем, из которых жители узнавали о строительных планах мэрии. Единороссы, выступившие с инициативой принятия законопроекта, настаивали, что публичные слушания по этим документам не предусмотрены федеральным законодательством и тормозят градостроительное развитие города. Кроме того, «половина всех обсуждений и протестов в Москве является формой общественного рэкета», – пояснял председатель профильной комиссии Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов. Однако дальше первого чтения дело у депутатов не сдвинулось. Разгорелся громкий скандал, тушить который пришлось с привлечением Сергея Собянина. На одном из заседаний правительства он отругал единороссов за невнимание к мнению общественности и потребовал отозвать «преждевременную» инициативу.
«Вместе с тем сам институт публичных слушаний нужно совершенствовать», – подчеркнул мэр.

В каком именно направлении решили двигаться власти, стало понятно в ходе дискуссии «Осознавшие себя горожане: как вовлечь их в активное участие в делах города?», состоявшейся в рамках III Московского урбанистического форума. Как пояснила заммэра Анастасия Ракова, новый формат проведения публичных слушаний предполагает более массовое и детальное информирование жителей и вовлечение в обсуждение не только противников, но и «выгодоприобретателей» проекта. «Люди, как правило, боятся не проекта, а мифов. Чем больше информации, чем качественнее она подготовлена, чем более грамотные спикеры участвуют в дискуссии, тем больше шансов убедить людей», – считает госпожа Ракова. Она отметила, что у каждой стройки есть противники и сторонники. Но если первые, даже в количестве 10 человек, как правило, занимают активную гражданскую позицию, то вторые – «молчат в сторонке». Чиновники хотят нарушить эту практику и заставить «молчунов» обозначить свое мнение. «Граждане должны понимать, что если они не будут активно выступать за реализацию того или иного проекта, мы его точно реализовывать не будем», – предупреждает Анастасия Ракова. По ее словам, власти пытаются учитывать все конструктивные предложения участников публичных слушаний. Если по результатам обсуждения очевидно, что стройка принесет больше проблем, чем преимуществ, от нее обычно отказываются, уверяет заммэра.

Практика показывает, что наибольшие сложности вызывает у горадминистрации согласование с жителями транспортных объектов.

В 2012 году чиновникам пришлось столкнуться с массовыми протестами горожан против расширения Большой Академической улицы, создания Северо-западной хорды, реконструкции вылетных магистралей, строительства метро в Бутове и т.д.

«В итоге мы потеряли массу времени, а ряд решений пришлось пересмотреть в пользу более дорогих и менее эффективных», – жалуется представитель горадминистрации. По словам Анастасии Раковой, прошлогодние поправки в Градкодекс, инициированные депутатами Мосгодумы, были разработаны в первую очередь в связи с многочисленными конфликтами вокруг важных для города градостроительных проектов. В 2013 году споры вокруг транспортных строек продолжились. С огромным трудом чиновникам удалось добиться согласования проектов планировок Северного дублера Кутузовского проспекта и реконструкции Ленинского проспекта. Причем некоторые активисты до сих пор подозревают, что к участию в публичных слушаниях были привлечены профессиональные артисты, изображавшие сторонников этих строек.

Анастасия Ракова на прошлой неделе сообщила, что власти планируют изменить состав участников публичных слушаний по линейным (т.е. транспортным) объектам. По существующим правилам реконструкцию, строительство дороги или эстакады обсуждают жители и работники того района, в котором будут проводиться работы. Если объект большой и затрагивает сразу несколько территорий, он делится на участки и слушания проводятся по географическому принципу. Но опять же – участвуют в них только те жители, которых непосредственно затрагивает стройка. Чиновники считают, что это неправильно. «По линейным объектам необходимо привлекать к общественным слушаниям граждан не только того района, который физически затрагивает стройка, но и тех районов, которые будут являться пользователями этого объекта в будущем», – заявила госпожа Ракова.

Выявлять будущих пользователей планируется уже на стадии проектирования. Москомархитектура совместно с департаментом транспорта и другими структурами всегда рассчитывает загрузку будущего транспортного объекта, чтобы определить его востребованность и пропускную способность. «Если речь, например, идет о станции метрополитена, потенциальными «выгодоприобретателями» считаются не только жители близлежащих домов, но и горожане, добирающиеся до метро на наземном транспорте», – поясняют в мэрии. Глава стройкомплекса Марат Хуснуллин считает, что это правильное решение: «В противном случае получается нечестно, граждане из-за своих местечковых интересов не дают нам реализовывать важные проекты, которые затрагивают большое количество людей и могут серьезно улучшить транспортную обстановку в городе». По словам Анастасии Раковой, разработка нового стандарта проведения публичных слушаний близится к завершению. «В ближайший год будем достаточно активно стараться внедрить его на практике», – подчеркивает она.

Между тем муниципальные депутаты подготовили альтернативный проект поправок в Градостроительный кодекс. Он совпадает с предложениями чиновников в части улучшения информирования горожан о готовящихся строительных проектах и полностью противоречит их планам по расширению состава участников слушаний. В частности, депутаты настаивают, чтобы в период работы экспозиции обязательно включался субботний день, поскольку это единственная возможность вовлечь в принятие градостроительных решений работающих горожан, чтобы объявления о публичных слушаниях публиковались в СМИ нормальным шрифтом на первой странице, а не были запрятаны среди рекламных объявлений, чтобы было заблаговременное оповещение и полное достоверное информирование граждан, чтобы были защищены права собственников квартир многоквартирных домов на их придомовые территории.

«Сегодня на публичные слушания предоставляется крайне ограниченный перечень документов, – считает депутат Тимирязевского района Валентина Молоткова. – Необходимо обязать власти предоставлять жителям анализ состояния окружающей среды, включающий данные о плотности застройки, сведения об обеспеченности озелененными территориями, о заболеваемости взрослого и детского населения, соблюдении нормативов качества окружающей среды, а также в обязательном порядке учитывать инженерно-геологические особенности грунтов». По мнению авторов поправок, состав участников публичных слушаний нужно не расширять, а, наоборот, допускать к обсуждению только людей, живущих в конкретном районе, а не работающих на его территории. «Включение в число участников публичных слушаний категории работников носит коррупционный характер, особенно если это связано с участием в публичных слушаниях работников, заинтересованных в строительстве предприятий (например, торговых центров), а также работников застройщика», – говорится в пояснении к поправке. Предложения депутатов уже получили одобрение фракции КПРФ, которая пообещала внести их в Мосгордуму в порядке законодательной инициативы после обсуждения во всех районных советах.

Теги: #