«Ничего внешне романтичного в работе разведчика нет»

«Ничего внешне романтичного в работе разведчика нет»

«Ничего внешне романтичного в работе разведчика нет»
«Ничего внешне романтичного в работе разведчика нет»
Генерал ГРУ Александр Хоменко прошел всю войну и сегодня остается в строю

Александру Хоменко – помощнику депутата Государственной Думы Владимира Ресина – 29 апреля исполнилось 93 года. Сотрудник стратегической военной разведки, Александр Андреевич 40 лет прослужил в ГРУ Генштаба Советской армии и ВМФ. Фронтовыми дорогами прошел всю войну и закончил боевой путь на подступах к Берлину. Служил военным атташе в четырех европейских государствах. И вот уже более четверти века работает в столичном стройкомплексе, занимаясь развитием международного сотрудничества в области строительства.

Сколько бы я ни слушала его рассказы о фронтовом времени, всегда поражаюсь, почему до сих пор о нем не сняли фильм, ведь любой эпизод прямо просится в сценарий! «Начинал войну зеленым курсантом в 1941-м, а закончил в 1945-м майором, командиром стрелкового полка. Правда, с язвой желудка, зато живым», – улыбается Хоменко. Он вспоминает то время с юмором, свойственным урожденному одесситу, а без юмора, как он говорит, на войне было не выжить.
Недоучившийся курсант летного училища в Кременчуге, Александр Хоменко получил боевое крещение 22 июня 1941 года. В первый же вылет тяжелого бомбардировщика, на котором он был помощником штурмана, по самолету стреляли фашисты. Самолет загорелся и с трудом сел на свой аэродром. «На этом закончилась моя летная карьера», – рассказывает он.
Александр Андреевич считает себя счастливчиком, говорит, что был словно заговоренный, пуля его не брала: «Однажды мы ворвались в землянку немецкого заградотряда. Соскакиваю с лошади, спускаюсь на три ступеньки, а тут немец – рыжий такой, поднял он парабеллум и палит в меня буквально метров с пяти… А пуля просвистела прямо у меня над ухом».
«Помню, было мне 22 года, я уже начальник штаба полка. Трое суток наступаем. Прорвали первую линию. Вдруг из воронки метрах в десяти передо мной встает немецкий солдат и бросает в меня гранату. Подлетает она к моим ногам, я ее хватаю за деревянную ручку – и бросаю обратно, немец взрывается…»
Из боевых наград, а у него пять боевых орденов, особенно дорог ему орден Александра Невского. Получил его командиром разведывательной роты в октябре 1943-го за форсирование «железного пояса» на реке Миусе. О нем Гитлер сказал: «Это последний наш рубеж».
Разные были моменты на фронте – и драматичные, и комичные. Александр Андреевич рассказал такой случай: «В 1943-м, под Новый год, ко мне в землянку заводят пленного. Оказалось, что немец сам к нам пришел. Он перепутал нашу походную кухню со своей. Немец протягивает повару котелок за кашей. Повар смотрит – а это немец! Ну и половник горячей каши вместо котелка на голову ему-то и вылил. Наутро привезли его в штаб армии, очень полезный язык оказался».
«В 1945-м, в самом конце войны, пришлось по приказу ехать мне в Москву учиться в Академию Генштаба. Обидно было, что не дошел до Берлина, не расписался на Рейхстаге. Зато жив остался. Мне потом говорили, что в мою землянку попала бомба…»
Окончив академию, отправился Хоменко за рубеж – официальным представителем Генштаба в Швейцарию, затем в Италию, Алжир и Польшу. Негласно трудился в интересах стратегической разведки.
«Это одна из древнейших профессий, – шутит Хоменко. – Ничего внешне красивого, романтичного в работе разведчика на самом деле нет». При этом добавляет: «Хотя кропотливого и изматывающего труда, а порой и опасного, – сколько угодно».
Сколько бы лет ни прошло, рассказывать о своей деятельности резидента стратегической разведки Хоменко не имеет права. Можно лишь догадываться о тех заслугах, за которые он получал ордена, медали и звания.
Много было в жизни знаковых встреч. С Владимиром Путиным еще в пору его работы в Санкт-Петербурге Хоменко сидел на одной из конференций рядом, делился с ним своими соображениями о политике государства.
С маршалом Жуковым встречался неоднократно. «После войны у нас с Жуковым даже общий гараж был на площади Восстания. С Гагариным играл в волейбол. Вместе с ним отдыхали в Гурзуфе в санатории. Он еще прыгнул тогда со второго этажа. Такой был бесстрашный человек. Ему запретили летать – ведь он был наше знамя, им нельзя было рисковать. Но он все равно летал», – рассказывает Александр Андреевич.
Больше 25 лет Хоменко работает в стройкомплексе Москвы. Налаживал взаимодействие с иностранными инвесторами. Сейчас курирует строительство Парламентского центра в рамках работы Комиссии Госдумы и Совета Федерации, которую возглавляет Владимир Ресин.
«Вот моя семья, – показывает Александр Андреевич фотографии в своей книге воспоминаний. – А это я верительные грамоты вручаю, когда был военным атташе – все в шляпах, а я в форменной фуражке. А вот мой внук, на снимке он еще ребенок, а сейчас он уже окончил Государственный университет нефти и газа. Его отобрали по конкурсу на работу в Люксембург. А это мой ангел – жена. А здесь я на Красной площади с ветеранами на Параде Победы. Нас таких мало осталось. О тех ребятах, которые ушли молодыми и заплатили на нашу победу самую высокую цену, надо помнить, мы перед ними в долгу».
Редакция газеты «Московская перспектива» поздравляет Александра Андреевича с прошедшим днем рождения и желает крепкого здоровья и еще долгих лет жизни, наполненных плодотворной деятельностью на благо Москвы и страны!

Теги: #