Десять типов московских улиц

Десять типов московских улиц

Десять типов московских улиц
Десять типов московских улиц
У каждого – своя особенность благоустройства

Столичные улицы в этом году будут благоустраиваться по новым стандартам. Методическое руководство в рамках госконтракта разработало КБ «Стрелка». Эксперты насчитали в Москве более 3,5 тысячи улиц и разделили их на 10 типов, для каждого из которых выделили свои особенности благоустройства. В этот перечень не попали 50 уникальных московских пространств, к которым необходим индивидуальный подход.

Презентация и обсуждение стандартов благоустройства столичных улиц прошли в рамках ландшафтного форума «Городской парк-2016», главной темой которого стал комфорт городских пространств. «Мы разрабатывали стандарты для комплекса городского хозяйства, который реализует программу «Моя улица». До 2018 года планируется комплексно благоустроить порядка 330 км столичных улиц общей площадью примерно 2000 га. На эти мероприятия заложено около 90 млрд рублей, что составляет 1,7–1,8% в год от городского бюджета», – рассказал партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов. По его словам, другие города мира расходуют на благоустройство 5–10% годового бюджета. Тем не менее и в Москве цифры значительные, поэтому комплекс городского хозяйства решил систематизировать подход к благоустройству улиц. В прошлом году был объявлен конкурс на проведение комплексного анализа проблематики благоустройства московских улиц и прилегающих к ним пешеходных зон, а также на разработку стандартов их благоустройства. Тендер выиграло бюро «Стрелка». Сумма госконтракта составила 922 млн рублей. Итогом почти годовой работы стали четыре книги – «Проектный кодекс», «Каталог элементов благоустройства», «Каталог типовых решений» и «Руководство по реализации мероприятий по благоустройству».

Партнер КБ «Стрелка» Алексей Муратов пояснил, что за основу были взяты принцип города и человека, ориентация на пользователя. «Москва – это город не для машин, а для людей – пешеходов, водителей и пассажиров общественного транспорта. Этот принцип подразумевает гуманизацию городской среды, повышение комфорта и предоставление преимущества пешеходам вообще и людям с ограниченными физическими возможностями в частности. Еще один принцип – улица как общественное пространство. Он никогда не декларировался в такого рода документах, потому что определение улицы не содержится ни в одном из федеральных правовых актов. Никто до нас не рассматривал улицу как общественное пространство, она была во власти транспортного проектирования».

«Нами были исследованы все улицы Москвы и как единая система, и как отдельные объекты, затем мы провели классификацию. Все улицы Москвы, а их порядка 3,5 тысячи, мы уложили в 10 типов. В эту классификацию не попали уникальные объекты благоустройства, такие как Тверская, Садовое и Бульварное кольцо. Для них проекты должны делаться индивидуально и приниматься в эксклюзивном порядке», – пояснил Алексей Муратов. Четыре типа улиц – центральные – расположены в пределах Садового кольца, два – серединные – между ним и Третьим транспортным кольцом, еще четыре – периферийные – от ТТК до МКАД. Например, на периферии одна из основных задач – это повышение дорожной безопасности, так как более 87% ДТП в Москве происходит именно за пределами ТТК. В центре есть проблемы с эффективным использованием тротуаров, а также с «эффектом теплового острова», который возникает из-за отсутствия озеленения и впитывающих поверхностей.

На примере нескольких улиц партнер КБ «Стрелка» рассказал, как работает методическое руководство. «В стандарте есть адресный список. Возьмем улицу Гарибальди, Есенинский, Жулебинский и Измайловский бульвары. Они относятся к типу 2П – это широкие улицы, в середине или с одной из сторон которых проходит зеленая полоса. Это самые зеленые улицы Москвы, площадь озеленения достигает 15%, но проблема в том, что эти территории используются недостаточно эффективно. Они очень плохо связаны с окружающей застройкой. При этом среднепиковый поток на улицах этого типа – всего 1200 автомобилей в час, но даже при таком потоке фиксируется примерно 1,5 ДТП на километр в год. Это очень много. Предлагается снизить скорость движения, уменьшить число полос до одной плюс выделенная в каждом направлении, разместить пешеходные переходы с шагом 150 метров, расширить тротуары в районе переходов и на перекрестках».

Помимо этого в стандартах указываются требования к тому или иному покрытию велодорожек, пешеходных зон, работе в условиях исторической застройки, можно подобрать деревья и кустарники, малые архитектурные формы и т.д.

Однако некоторые эксперты выразили опасения, что стандарты могут помешать эстетике и искусству. «Стандарты в отношении, например, ландшафтной архитектуры звучат несколько странно. Мы пытаемся искусство стандартизировать, а я отношу ландшафтную архитектуру именно к искусству», – сказала Ирина Ильина, доктор экономических наук, директор Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ. Она привела в пример Японию. «В отношении ландшафтной архитектуры у них существуют стандарты красоты. Когда создается парк или некая придомовая территория, нет точных цифр, сколько надо озеленить, сколько деревьев посадить. Цель – создать законченный, красивый, гармоничный объект», – сказала эксперт. Зампредседателя Москомархитектуры Татьяна Гук, курирующая вопросы благоустройства, уточнила, что «стандарты – это не колодки для проектировщика, а некий уровень качества проектирования, осмысления проектной документации и реализации проектных решений».

Ранее заммэра по вопросам ЖКХ и благоустройства Петр Бирюков пояснял, что с использованием этого документа можно достаточно быстро проводить диагностику улиц, оперативно формировать стратегии и программы благоустройства.

Теги: #