Куда река выведет

Куда река выведет

Куда река выведет
Куда река выведет
Как использовали Москву-реку наши предки

В минувшую субботу, 2 апреля, на Москве-реке – главной водной артерии нашего города – открылась навигация. У жителей города и туристов вновь появится возможность совершать увеселительные прогулки по ее извилистому руслу. К сожалению, эта функция реки – прогулочная – практически единственная из оставшихся. Купаться в ней запрещено, рыба здесь несъедобная, в песнях Москву-реку не воспевают. Все это, однако, было, и притом сравнительно недавно.


1 Средство коммуникации

Для города Москвы Москва-река – гораздо больше, чем просто река. Если бы не было реки – не было бы и города. В древности, когда не было ни шоссейных, ни тем более железных дорог, единственным средством коммуникации между населенными пунктами был водный бассейн. Соответственно эти самые населенные пункты, и в первую очередь города, ставили на берегах рек – чтобы можно было осуществлять торговлю, да и просто перемещаться из одного места в другое.

Во многих случаях именно реки давали названия выросшим на них городам. Это Тверь (река Тверца), Кострома (река Кострома), Орел (река Орлик), Елец (река Ельчик). По этому же принципу была названа и Москва, заложенная сразу на трех реках. Основная – Москва-река и впадающие в нее Неглинка и Яуза. Летопись от 1156 года сообщала: «Того же лета (6664) князь великий Юрий Володимерич заложил град Москву в устье ниже Неглинны выше реки Аузы».

Происхождение названия «Москва» не выяснено. Кто говорит, что «Москва» по финно-угорски – «коровья река» или же «река-кормилица». Кому-то кажется, что слово это ирано-скифского происхождения и означает «сильная». Некоторые исследователи полагают, что «Москва» – название славянское и означает «топкая, болотистая, мокрая».

Есть и былинное обоснование этого слова. Якобы известный богатырь Илья Муромец шел из Киева к себе в далекий Муром и в какой-то момент умер («он был хотя и богатырь, но все же смертный человек»). Муромца похоронили под курганом у реки, после чего оттуда раздались слова (конечно же рифмованные, как и все в былинах):

Будто вздох пошел: «Надо мощь ковать!»
И второй дошел – только «мощь кова…»
В третий раз дошел – только «Мос… кова».
Так и стала зваться река – Москва.

Датой основания Москвы считается 1147 год, когда город был впервые упомянут в Ипатиевской летописи: «И прислав Гюрги и рече: «Приди ко мне, брате, в Москов». Святослав же еха к нему с дитятем своим Олегом, в мале дружине, пойма с собою Володимира Святославича; Олег же еха наперед к Гюргеви, и да ему пардус. И приеха по нем отец его Святослав, и тако любезно целовастася, в день пяток, на Похвалу святей Богородици, и тако быша весели. Наутрии же день повеле Гюрги устроити обед силен».

И все это благодаря реке Москве.


2 «Мелкая, широкая, грязная...»

Неудивительно, что Москва-река, сыгравшая решающую роль в основании нашего города, не единожды была воспета в прозе и поэзии.
Одна из известнейших песен, посвященных Москве-реке, – песня «Комсомольцы-добровольцы» на стихи Евгения Долматовского:

Хорошо над Москвою-рекой
Услыхать соловья на рассвете.
Только нам по душе непокой,
Мы сурового времени дети.

Михаил Пришвин писал в зарисовке, которая так и называется – «Москва-река» и посвящена окрестностям подмосковного Звенигорода: «Мы живем верстах в семи от Звенигорода – в деревне Дунине на берегу реки Москвы. Правый берег нашей реки в этом месте очень высок и поднимается многими ступеньками-террасами вверх. На средней ступеньке стоит наш домик, и нам видно из окна и как дети в школу идут по мосткам – школа на той стороне реки в селе Козине, – и как рыбу ловят в реке…

А еще надо сказать, что ранней весной наша маленькая Москва-река так разливается, что куда тут закованной в камень городской Москве! Бывает, после снежной зимы придет такое богатое половодье, что и конца-края не видно: все луга на той стороне, вся низменная пойма становится дном весеннего моря. Такое море бывает, что только едва разберешь вдали темную полоску и по ней догадаешься: это там, у темного леса, приходит край воде.

Как весело нам тогда бывает со всем дунинским народом глядеть на разлив!
Каждый прохожий тогда к нам присядет. Вот бы и вы тоже присели к нам, дорогой читатель, и послушали, о чем мы говорим, и догадывались бы, о чем мы молчим. Если же вы захватите с собой книжку и запишете наши слова, то эти слова потом у вас дома непременно обернулись бы в волшебную сказку».

Увы, не все и не всегда были в восторге от Москвы-реки. Михаил Лермонтов писал в миниатюре «Панорама Москвы»: «Вправо от Василия Блаженного, под крутым скатом, течет мелкая, широкая, грязная Москва-река, изнемогая под множеством тяжких судов, нагруженных хлебом и дровами; их длинные мачты, увенчанные полосатыми флюгерями, встают из-за Москворецкого моста, их скрыпучие канаты, колеблемые ветром, как паутина, едва чернеют на голубом небосклоне. На левом берегу реки, глядясь в ее гладкие воды, белеет воспитательный дом, коего широкие голые стены, симметрически расположенные окна и трубы и вообще европейская осанка резко отделяются от прочих соседних зданий, одетых восточной роскошью или исполненных духом средних веков. Далее к востоку на трех холмах, между коих извивается река, пестреют широкие массы домов всех возможных величин и цветов; утомленный взор с трудом может достигнуть дальнего горизонта, на котором рисуются группы нескольких монастырей, между коими Симонов примечателен особенно своею, почти между небом и землей висящею, платформой, откуда наши предки наблюдали за движениями приближающихся татар.

К югу, под горой, у самой подошвы стены кремлевской, против Тайницких ворот, протекает река, и за нею широкая долина, усыпанная домами и церквями, простирается до самой подошвы Поклонной горы, откуда Наполеон кинул первый взгляд на гибельный для него Кремль, откуда в первый раз он увидал его вещее пламя: этот грозный светоч, который озарил его торжество и его падение!»

Впрочем, в двадцатом веке, в соответствии с так называемым «сталинским» Генпланом реконструкции Москвы, реку оборудовали капитальными набережными. Владимир Гиляровский восхищался: «В «гранит одетая» Москва-река окаймлена теперь тенистыми бульварами. От них сбегают широкие каменные лестницы. Скоро они омоются новыми волнами: Волга с каждым днем приближается к Москве».
Правда, купаться здесь стало уже невозможно.



3 Ловля с тюкалкой

Особая тема – рыбалка. И здесь уместно снова процитировать уже упоминавшуюся зарисовку Пришвина: «Кто видел реку в Москве, тот не узнает ее в Дунине, скажет, это совсем другая река. До чего узка тут река в сравнении с московской! Летом у нас два мальчика, один с нашего берега, хорошо понатужившись, перекидывает другому мальчику на другой берег камешек с ниточкой, и так оба мальчика соединяются. Посредине этой лески над рекой висит крючок («зазубрик»), и на этом зазубрике насажен живец: обыкновенно это бывает пескарь, но случается и плотичка, и маленький окунь. Мальчики леску то подтянут, то ослабят, чтобы наживка не ныряла глубоко в реку, а только бы тюкала о поверхность воды и опять поднималась вверх над водой.

Есть в реке щука, есть шелеспер, голавль, окунь – все эти хищники гоняются за маленькими рыбками. Бывает часто, сам видишь с берега, как рыбешка, спасаясь от хищника, выпрыгнет из воды и на мгновение сверкнет на солнце серебряным огоньком. Но скорей всего этим всплеском она только еще сильней раздражает и привлекает врага. Так вот и мальчики тюкают рыбкой по воде, дразнят хищника, пока он наконец не хватит наживку и не сядет сам на зазубрик. Тут-то вот и прибирают его мальчишки к рукам: один, более опытный, сматывает леску на свою катушку и подтягивает к себе пойманного хищника, а другой согласно отпускает ее со своего мотка.

Не знаю, есть ли на свете еще где-нибудь такой способ рыбной ловли? У нас на Москве-реке этот способ называется ловлей на тюкалку.

Теперь представьте себе, что в Москве, где-нибудь у Москворецкого, Краснохолмского или Каменного моста, тоже так два мальчика захотели бы соединиться ниточкой! Никакого разговора не может быть, никакого сравнения закованной в камень реки великого города с нашей маленькой зеленой рекой!»
Такое вот многообразие рыбалки.



4 Подвешенный мост

Москва-река славится и своими мостами. Один из самых интересных – Крымский. Он относится к типу вантовых – мост фактически висит на струнах, металлических тросах, спускающихся с верхних силовых конструкций. Высота всего сооружения – 29 метров. Длина моста – 688 метров, ширина – 39 метров. Общий вес металлической части – около 10 000 тонн.

Крымский мост был построен уже после революции, однако возраст у него солидный. Название ему было дано в честь старого Крымского брода, по которому в XVI–XVII столетиях переправлялись через мелкую в этом месте реку. Брод же, в свою очередь, был назван по Крымскому двору, в котором останавливались купцы и официальные гонцы, прибывшие в Москву из Крымского ханства.

Разумеется, когда во времена Екатерины Великой в Замоскворечье соорудили Водоотводный канал и мелкая речушка Москва вновь сделалась полноводной, возникла необходимость в строительстве более солидной переправы. Тогда, в 1789 году, и был сооружен первый на этом месте мост – Никольский, деревянный, названный так в честь соседней церкви Николы в Хамовниках. Спустя столетие возник на этом месте новый, металлический мост, уже названный Крымским. Москвичам новинка не понравилась, ей дали кличку «мышеловка». Ну а затем построили и мост – наш современник.

Мост строили с осторожностью. Еще бы – его сооружение было приурочено к шестидесятилетнему юбилею самого Сталина, которое состоялось годом позже. Конкурс выиграл модный в то время архитектор Борис Иофан, однако же впоследствии объект был передан молодому Александру Власову, главному архитектору Центрального парка культуры имени Горького. Пока строили новый мост, старый, чтобы не осложнять транспортную ситуацию, перенесли чуть севернее. И уже когда был сдан новый объект, окончательно снесли.

В 1950-е годы по Крымскому мосту пустили трамвай – в то время вполне современный вид транспорта. Но в скором времени его снесли. Имеется у этого сооружения и кинематографическая история – он «снимался» в фильме Константина Юдина «Девушка с характером», фильме Михаила Калатозова «Летят журавли», в сериале Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» и фильмах Валерия Тодоровского «Страна глухих» и «Стиляги».

Иван Шмелёв описывал тот мост в книге «Мартын и Кинга»: «Горит огонек, из стружек. Пахнет дымком, крепкой смолой от лодок, Москва-рекой, черными еще огородами, – недавно только вода с них спала, а то Денис на лодке по ним катался, рыбку ловил наметкой. Направо голубеет мост – Крымский мост, железный, сквозной, будто из лесенок. Я знаю, что прибиты на нем большие цифры – когда въезжаешь в него, то видно: 1873 – год моего рождения. И ему семь лет, как и мне, а такой огромный, большой-большой. Я спрашиваю у Горкина: «А раньше, до него, что было?»

– Тогда мост тут был деревянный, дедушка твой строил. Тот лучше был, приятней. Как можно живое дело... хороший, сосновый был, смолили мы его, дух какой шел, солнышком разогреет. А от железа какой же дух! Ну, теперь поспокойней с этим, а то, бывало, как ледоход подходит – смотри и смотри, как бы не снесло напором... ледобои осматривали зараньшее. Снесет-то если? Ну, новый тогда ставим, поправляем, вот и работка нам, плотникам».

Упоминается тот мост в «Войне и мире» Льва Толстого и во множестве других произведений русской классики.



5 Немного сухих фактов

И напоследок – официальные сведения.
С Крымского моста открывается прекрасный вид на Москву-реку. Это главная магистраль нашего города. Ее первоначальная длина – 502 километра, но впоследствии реку спрямили, и она сократилась до 473 километров. Площадь бассейна Москвы-реки составляет 17 600 квадратных километров. Начинается она на Смоленско-Московской возвышенности и впадает в Оку в городе Коломне. У Москвы-реки имеется порядка 70 притоков, правда, большинство из них не видны – эти обмелевшие речушки давно текут по трубам.

Первое время именно Москва-река была главной торговой и вообще транспортной магистралью. Река была богата рыбой, вода в ней была чистая, то там, то тут располагались купальни. Но с годами река обмелела, берега ее сильно размылись, она часто была причиной сильных наводнений. Для борьбы с этими неприятностями в 1783 году был прорыт так называемый водоотводный канал.

А в 1938 году берега Москвы-реки были облицованы гранитом, что сделало реку практически недоступной для простого обывателя.

Теги: #