«Никто в Европе не переделывал памятники под коммуналки»

«Никто в Европе не переделывал памятники под коммуналки»

«Никто в Европе не переделывал памятники под коммуналки»
«Никто в Европе не переделывал памятники под коммуналки»
Александр Кибовский о сокращении числа ветхих памятников, 19 миллиардах рублей инвестиций и возвращении Галатеи

Впервые за последние годы частные инвестиции в реставрацию превысили расходы городского бюджета, а число ветхих памятников сократилось в два раза. О том, как дом Сытина перестал быть подставкой для рекламы Coca-Cola, а мраморная статуя из фильма «Формула любви» вернулась на место прописки, рассказал журналистам министр столичного правительства, руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский. Пресс-конференция прошла в мэрии сразу после заседания президиума правительства, обсудившего итоги реставрационного сезона.

Александр Владимирович, как вы оцениваете прошедший год с точки зрения реставрации памятников?

– В целом итоги 2015 года даже превзошли наши ожидания. Работы проводились на 385 объектах культурного наследия, это на 50 объектов больше, чем мы прогнозировали. Полностью отреставрированы 115 объектов, 54 из них – серьезные, полноценные реставрации, что называется, под ключ.

Есть все основания говорить о том, что к концу нынешнего года останется лишь 15% ветхих памятников, притом что еще пять лет назад их было порядка 40%. А всего за пять лет количество объектов, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, сократилось вдвое. Эта динамика действительно беспрецедентна для европейских мегаполисов нашего уровня, потому что там на такие цифры выходили очень долго, несмотря на институт частной собственности и большой исторический опыт сохранения архитектуры. Никто, знаете ли, там не переделывал под коммуналки исторические здания, как у нас это было. Но сейчас мы интенсивно догоняем Европу.

Общая сумма инвестиций в программу реставрации в столице составила за год около 19 млрд руб. Причем впервые за последнее время объем частных инвестиций превысил расходы из городского бюджета, что говорит о высокой инвестиционной привлекательности вложений в сохранение памятников архитектуры в Москве.

Какие знаковые объекты возвращены москвичам? Есть такие, которые вы бы назвали проблемными?

– Бывает, объект по конкурсу попадает в руки подрядчиков, которые не могут закончить работу. Риск такой есть, и это может сказаться на сроках, но реставрация так или иначе будет сделана.

Напомню, что сама реставрационная программа появилась только в 2012 году. Раньше финансирование утверждалось ежегодно, поэтому не было гарантий, что ты сможешь продолжить объект в следующем году. Сегодня мы строим спокойно. Надо лишь грамотно управлять имеющимися ресурсами и обеспечивать из года в год позитивную динамику в реализации программы.

Город очень много средств вложил в реставрацию объектов, работы за счет бюджета Москвы проводились на 142 памятниках истории и культуры, на 37 крупных объектах они закончены.

Важно, что мы завершили долгострои двух знаменитых театров – это Дом культуры Мельникова на Стромынке (Театр Романа Виктюка) и «Геликон-опера» на Большой Никитской. Отмечу реставрацию входной группы парка Горького – с ее высоты теперь можно полюбоваться всей перспективой и парка, и реки, и набережной, и «Музеона». Гнесинская музыкальная школа – тоже наша гордость. Напомню, этот долгострой стоял больше 10 лет.

А дом Сытина на Тверской долгое время был больше известен как подставка для рекламы Coca-Cola. Когда леса сняли – москвичи ахнули: многие уже забыли, как выглядело это произведение русского модерна.

В доме Гагарина у Петровских ворот теперь располагается Мосгордума, а раньше была Екатерининская больница. Как вы относитесь к тому, чтобы подобные объекты в дальнейшем служили целям первоначального использования?

– Вопрос, что считать первоначальным использованием, очень сложный. Те частные палаты, куски которых мы обнаружили при реставрации? Или Английский клуб, потом переехавший на Тверскую? Кроме того, современные требования к медицинскому учреждению, мягко говоря, серьезно отличаются от начала XIX века, когда принималось решение о приобретении этой больницы Николаем I для города. К тому же больница отсюда была выведена задолго до того, как мы приступили к ее реставрации. Объект ни у кого на балансе не числился – просто стоял остов разрушенного здания без окон, без дверей. Была проведена научная реставрация, в ходе которой как раз обнаружились уникальные фрагменты первоначальных построек этого комплекса, которые 200 лет никто не видел.

 Какие еще находки были обнаружены?
– Важнейшие находки были сделаны на ВДНХ – обнаружены гигантская картина Александра Герасимова и барельеф Евгения Вучетича, которые считались утраченными безвозвратно.

Большая работа проведена по восстановлению скульптурных композиций, которые являются украшением этого комплекса. В павильоне «Космос», к примеру, вместо ажурной аркады, которая символизировала полеты человека в другие измерения, все было зашито гофрированными железными листами. В этом году мы предполагаем выставить этот комплекс на архитектурной биеннале в Венеции.

Какие храмы реконструированы за последнее время?
– Работы по программе реставрации храмов проведены на 31 объекте, причем 14 объектов завершены полностью. Так, на улице Варварке возрождается из небытия замечательный храм XVII века. Также на присоединенных территориях реконструируют 26 храмов. Большая реставрационная работа связана с Черниговским подворьем, которое стало центром празднования 1000-летия преставления князя Владимира. Тут действительно получилось соработничество – и частные инвестиции, и средства самого прихода. А недавно открыли под слоем штукатурки самую большую в городе настенную внешнюю фреску, которая заиграла красками.

Многие памятники находятся в федеральной собственности. В них вкладываются госинвестиции?
– Очень серьезно нам помогают коллеги из федерального центра. Всего работы проводились на 75 федеральных объектах, на 23 они завершены. Важнейшая из них – реставрация объектов Московского Кремля. Четыре башни – Троицкая, Угловая, Сретенская и, конечно же, Спасская – были отреставрированы. Звезда на Спасской башне не ремонтировалась с 1946 года.

На Тверской улице возродились московские львы, такие немного странные, но очень милые, самые знаменитые львы нашего города. А объект на Воронцовом Поле интересен тем, что его не только сохранили, но и отреставрировали скульптуру во дворе, которая снималась и в «Формуле любви», и в «Вассе Железновой», и в фильме «Старый Новый год». Теперь Галатея стоит на своем исконном месте рядом с усадьбой XVIII века.

Когда в 2014 году мы встречались с министром иностранных дел Сергеем Лавровым, то сказали, что у нас есть пешеходная зона на Пятницкой улице, там старинный особняк – надо бы отреставрировать. Министр пообещал – и обещание выполнил. Роскошная реставрация проведена, особняку возвращен цвет, меняющийся в зависимости от погоды.

А какие объекты отреставрированы частными инвесторами?
– В этом году в реставрацию вложено около миллиарда рублей. Отрадно, что никакие экономические ситуации на это не повлияли. Всего работы проводились на 168 объектах, 55 из них завершены. Причем в этот процесс активно включились не только коммерческие структуры, но и общественные организации. Российское историческое общество восстановило усадьбу недалеко от Галатеи – на улице Воронцово Поле, 13, стр. 1. Еще два особняка – в Лаврушинском переулке и в Архангельском переулке, где за фасадом XIX века обнаружился слой интерьера XVII века, сегодня он доступен для обозрения. Объектов XVII–XVIII веков не так много в Москве, и когда они возвращаются из небытия – это историческое событие.

Заметный объект – комплекс фабрики «Большевик» на Ленинградском проспекте. Сняли леса – и все смогли заметить, насколько выигрышнее он стал смотреться. Это же прекрасный образец промышленно-гражданской архитектуры. Около 4800 кв. метров Шереметьевского подворья на Никольской тоже приведены в порядок. Еще интересный объект – музейный комплекс ансамбля паровозного депо станции Подмосковная 1901 года, сделанный РЖД. Получился замечательный исторический городок с настоящими паровозными механизмами и историческим духом того времени.

Не снизятся масштабы реставрационных работ в наступившем году?
– Нет, не снизятся. Общий объем планируемых инвестиций составит более 16,5 миллиарда рублей. В 2016 году планируется провести работы на 377 объектах культурного наследия.
В прошлом году было выдано 146 разрешений на проектирование и 114 – на проведение научно-исследовательских работ.

Мы заканчиваем работы в усадьбе Кусково, остался последний объект – грот. Вместе с Минкультом приступаем к комплексному реставрационному процессу по 11 объектам Петровского монастыря, колокольня находится на нашем попечении. Из музейных объектов – завершим Дом Тургенева, а к юбилею великого русского писателя и территорию вокруг благоустроим. Отмечу также комплекс ГЭС-2, над реконструкцией которого работает фонд Леонида Михельсона. Инвестор собирается создать там Академию современного искусства по проекту выдающегося архитектора Ренцо Пиано.

Теги: #