29 июня 2016
Издается с 1957 года

Кольцо ставят на рельсы

Реконструкция МК МЖД вступила в завершающую стадию
Марина Крылова19 января 2015№2 876

Pic 1421690578

Приоритетным проектом 2015 года, безусловно, станет реконструкция Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД), которое должно быть полностью готово для запуска пассажирского движения к концу IV квартала. В канун новогодних праздников случился «прорыв»: ГУП «Московский метрополитен» определился с оператором и поставщиком поездов для внутригородской железной дороги. А ОАО «МКЖД» выбрало генерального подрядчика на строительство всех 32 транспортно-пересадочных узлов (ТПУ), сэкономив для бюджета почти 3 млрд рублей.

Реконструкция МК МЖД, которая начиналась еще при прежнем руководстве города, вступила в завершающую стадию. До 28 декабря 2015 года здесь должны быть закончены все работы по прокладке путей, электрификации, строительству искусственных сооружений, остановочных пунктов и технологических зон ТПУ, где пассажиры смогут пересаживаться на другие виды общественного транспорта. «Сейчас здесь задействовано порядка 7 тыс. строителей, уже уложено 110 км дополнительных путей, откорректированы практически все ТПУ, строительство развернуто на всех участках МКЖД», – говорит глава столичного стройкомплекса Марат Хуснуллин.

За день до начала новогодних праздников стало известно, что оператором МК МЖД выступит Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК): она стала победителем конкурса, объявленного Московским метрополитеном, опередив двух других участников (РЖД и Московско-Тверскую пригородную пассажирскую компанию). ЦППК должна обеспечить закупку поездов, составить расписание, а также организовать выпуск и продажу билетов через кассы и автоматы.

По подсчетам специалистов, МК МЖД за счет интеграции в городскую и пригородную системы общественного транспорта сможет ежегодно перево-
зить до 300 млн пассажиров. 19 станций железнодорожного кольца будут представлять собой крупные ТПУ: 10 – с прямой пересадкой на метро (еще 6 станций находятся в шаговой доступности – 300–500 метров – от подземки), 9 – на радиальные направления Московского железнодорожного узла. На всех остановочных пунктах будет организована пересадка на наземный транспорт. К станциям Московской кольцевой дороги планируется подвести около 30 новых автобусных маршрутов, организовать 170 остановок и перехватывающие парковки на 3 тыс. машино-мест. На каждой станции со временем появятся велопарковки и велопрокат.

В настоящее время строительно-монтажные работы развернуты на всем протяжении МК МЖД, длина которого составляет 54 км. В наибольшей степени готовности пока находятся участки Канатчиково – Пресня и Черкизово – Лефортово. (Напомним, что реконструкция внутригородской «железки» разбита на пять участков: Пресня – Канатчиково (пять остановочных пунктов, протяженность 10 км), Пресня – Лихоборы (шесть остановочных пунктов, 9 км), Лихоборы – Белокаменная (шесть остановочных пунктов, 12 км), Андроновка – Канатчиково (девять остановочных пунктов, 11 км), Белокаменная – Андроновка (четыре остановочных пункта, 12 км). Активно ведется строительство искусственных сооружений, по которым проходят пассажирские пути МК МЖД. Практически полностью завершены четыре путепровода на перегоне Черкизово – Лефортово – Андроновка, пять искусственных сооружений реконструируются на перегоне Владыкино – Ростокино, в том числе мосты через реки Яузу и Лихоборку, путепровод через улицу Сельскохозяйственную. Строятся путепроводы через Дмитровское шоссе и пути Октябрьской железной дороги. Практически готов Дорогомиловский мост через Москву-реку, но сдать объект пока невозможно из-за приостановки строительства железнодорожной эстакады в районе ММДЦ «Москва-Сити» по вине НПО «Мостовик», находящегося в стадии банкротства. Чтобы обеспечить движение поездов с расчетной скоростью 120 км/ч, строителям приходится спрямлять участки малого радиуса: в настоящее время такая работа ведется на перегоне Серебряный Бор – Лихоборы. Что касается остановочных пунктов, то, по словам представителя подрядчика Олега Юзыка, в декабре работы были развернуты на 14 площадках – Гостиничная, Черкизовская, Войковская, Андроновка, Автозаводская, Николаевская, Волоколамская, ЗИЛ, Волгоградская, Соколиная Гора, Измайловский парк, Коптево, Открытое шоссе, Дубровка. Железнодорожники и столичные власти разделили сферы ответственности: за создание платформ, остановочных павильонов и турникетов отвечает РЖД. А инфраструктура для пересадки между различными видами транспорта будет строиться за счет средств городского бюджета. Монтаж платформ (часть из них будет «островными», часть «береговыми») уже ведется на 6 станциях – Лужники, Площадь Гагарина (внутри Гагаринского тоннеля), Сити, Хорошево, Новопесчаная и Ходынка. Причем платформа в Лужниках конструктивно практически готова. По словам строителей, она послужит образцом для других остановочных пунктов.

В июле прошлого года ОАО «МКЖД» объявило конкурс на проектирование и строительство «под ключ» технологических зон для 32 ТПУ. На создание 140 тыс. кв. метров вспомогательных площадей (в том числе вестибюлей, переходов, остановок наземного транспорта и т.д.) планировалось направить 18,2 млрд рублей. «Подрядчик будет отвечать за возведение технологических комплексов, то есть за соединение всех станций МКЖД со станциями метро, остановками городского наземного транспорта, парковками и стоянками такси», – пояснял руководитель департамента транспорта Максим Ликсутов. Вскрытие конвертов состоялось в конце октября, однако конкурс был признан несостоявшимся, поскольку комплекты документов, представленные участниками – ООО «Специализированное управление-65» и ОАО «Энергосвязь», не соответствовали требованиям. При этом СУ-65 готово было выполнить контракт за 15,6 млрд рублей, а Энергосвязь – за 11,7 млрд рублей.

Источник в РЖД сообщил «Московской перспективе», что созданием технологических зон ТПУ займется та же структура, что строит платформы и остановочные павильоны на Малом железнодорожном кольце. По его словам, это один из филиалов РЖДстроя. Представитель горадминистрации подтвердил эту информацию и отметил, что контракт будет заключен с консорциумом, в который войдут ООО «Комплексные энергетические решения» (КЭР) и ОАО «РЖДстрой». «Повторного конкурса не было. По итогам несостоявшегося тендера принято решение о заключении контракта с единственным поставщиком, что является абсолютно легитимной процедурой. Принимая во внимание тот факт, что технологические зоны ТПУ неотъемлемо связаны с железнодорожной инфраструктурой, возведением которой занимается РЖДстрой, привлечение в проект этой компании было признано самым рациональным вариантом», – рассказали «Московской перспективе» в департаменте транспорта. Там уточнили, что в составе 32 ТПУ консорциуму предстоит построить уже не 140 тыс. кв. метров, а 112 тыс. кв. метров технологических площадей, поэтому цена работ снизилась до 15,5 млрд рублей. «При этом пассажирская инфраструктура будет сохранена в полном объеме, а сроки соблюдены. Все работы должны быть выполнены и сданы «под ключ» до конца 2015 года», – заверил собеседник газеты.

В мэрии напоминают, что создание технологических зон – это только первый этап строительства ТПУ на железнодорожном кольце. После его завершения развитие прилегающих земельных участков вместо департамента транспорта будет курировать Комплекс градостроительной политики. По словам Марата Хуснуллина, предварительная проработка градостроительного потенциала участков ТПУ показала, что там можно построить примерно 3 млн кв. метров недвижимости. «Мы рассматриваем ТПУ на МКЖД вместе с развитием прилегающих территорий и в перспективе видим ТПУ как некие центры общественно-деловой активности, центры притяжения. Попытаемся решить две задачи: обеспечить эффективные транспортные связи с прилегающими территориями и сформировать точки экономической активности», – говорит господин Хуснуллин. По его словам, механизмы финансирования будут складываться по мере формирования технико-экономических показателей (ТЭП) каждого объекта. Но инвесторы уже проявляют интерес: в частности, формированием ТПУ у станции Ботанический сад займется ГК «Пионер». Коммерческую часть необходимо строить, чтобы окупить затраты города, соглашается с чиновником партнер PwC Вадим Храпун. Но при этом важно не переуплотнить территории, иначе их пропускная способность уменьшится, предупреждает он. Москомархитектура уже начала выносить проекты планировок ТПУ на МК МЖД на публичные слушания. Эту работу планируется полностью завершить в первом полугодии 2015 года.

СПРАВКА

Согласно конкурсному заданию

В сутки (с 04.30 до 01.30) по МКЖД должны курсировать 100 поездов, конструктивно похожих на современные метровагоны. Составы не предполагается оборудовать тамбурами. Вместо них организуют «тепловую завесу», то есть установят вентиляторы, которые будут подогревать воздух. Каждый состав будет перевозить до 1250 пассажиров. Поезда должны развивать максимальную скорость 120 км в час и проезжать в тоннеле до 1 км, не снижая ее. В салонах предполагается установить кондиционеры, электрические розетки для зарядки гаджетов и мусорные баки у дверей, всем пассажирам будет доступна сотовая связь и Wi-Fi. По аналогии с метро в вагонах появятся мониторы с бегущей строкой, сообщающей время и дату поездки, температуру за окном, ближайшую остановку и количество свободных туалетов. В головном вагоне поезда должны быть предусмотрены места для инвалидов и сопровождающих, а на протяжении всего состава – устройства для посадки-высадки колясочников. Всего для обслуживания МК МЖД ЦППК предстоит закупить 33 электрички. Компания получила контракт на 15 лет, его стоимость составила 56,9 млрд рублей.

АРХРЕШЕНИЯ

Павильоны станций Малого железнодорожного кольца будут выдержаны в традициях современной транспортной архитектуры. Основные используемые материалы – металл, стекло и бетон. Для отделки внутренних интерьеров (в первую очередь при устройстве полов) планируется применять природный камень. В помещениях должно быть много света и воздуха. «В основу архитектурных решений заложены два основных условия – единый стиль и общие функционально-технологические требования ко всем объектам», – говорит главный архитектор ОАО «МКЖД» Тимур Башкаев. По его словам, представители компании съездили в несколько стран мира, чтобы ознакомиться с опытом строительства ТПУ, смотрели их в Лондоне, Берлине, других городах. Московские объекты должны быть как минимум не хуже. Цель – не просто увязать разные виды транспорта, но и создать всю необходимую инфраструктуру: социальные объекты, перехватывающие парковки и т.д.

На территории ТиНАО инспекторами Мосгосстройнадзора выявлено 3,5 тысячи нарушений
  • 28 июня, 16:30
  • Сергей Чаев
Они стали основой для полицентричного развития присоединенных территорий
  • 28 июня, 15:55
  • Анна Ширяева