9 декабря 2016
Издается с 1957 года

«Четко понимаем, что предстоит сделать за десять лет»

Марат Хуснуллин о развитии новой Москвы

Pic 1404155713

Одна из главных задач столичных властей – сделать присоединенные к Москве территории неотъемлемой частью мегаполиса, комфортным местом для жизни, работы и отдыха. О том, что было сделано за два года и какие перспективы ждут новую Москву, корреспонденту «Московской перспективы» Александру Шибанову рассказал заместитель мэра столицы, глава стройкомплекса Марат Хуснуллин.

Два года минуло с того момента, как Москва существенно расширила свои границы. Для чего это было нужно и что удалось сделать за это время?

– Первоочередной задачей стало создание новых рабочих мест. Это необходимое условие полицентрического развития мегаполиса. Мы даем возможность городу развиваться, а людям, проживающим на окраинах, работать рядом, тем самым максимально сократить маятниковую миграцию. Были определены 12 основных точек роста и функциональное назначение каждой из них. За два года сложилась общая модель развития территорий, которая сейчас воплощается в завершаемой схеме территориального планирования ТиНАО. Присоединенные территории будут включены в новый Генеральный план развития столицы.

Два года назад мы ставили задачу подтянуть уровень жизни в уже существующих населенных пунктах, бывших тогда частью Подмосковья, к столичному. В первую очередь это касается объектов социальной инфраструктуры. За два года построили 7 детских садов на 1170 мест, две школы на 1675 учащихся, 6?поликлиник на 1200 посещений в смену, медицинский корпус, рассчитанный на 540 мест. Удалось в течение довольно короткого периода фактически проделать путь от принятия решений о строительстве того или иного объекта до ввода их в эксплуатацию. За два года на территории ТиНАО также было введено почти 3,5 млн кв. метров недвижимости, в том числе жилой – свыше 2,6 млн кв. метров, нежилой – более 817 тыс. кв. метров.

Объекты социальной инфраструктуры Москва строит за счет средств бюджета или это делают инвесторы?

– Какие-то объекты мы строим сами, а какие-то возводят инвесторы. К моменту присоединения новых территорий к Москве там уже было выдано разрешений на строительство 16 млн кв. метров, в основном жилья. Мы провели мониторинг всех инвестконтрактов с учетом новых нормативов по обеспеченности территории, где предполагается комплексная жилая застройка, объектами социнфраструктуры. Надо сказать, что большинство инвесторов с пониманием к этому отнеслись и пересмотрели свои проекты в сторону увеличения количества детсадов, школ, поликлиник и выделили для этого дополнительные участки. То есть пошли навстречу городу, навстречу потребностям жителей будущих жилых кварталов, которые получат теперь эти объекты в шаговой доступности. Принятие инвестором такого комплексного подхода позволило городу в свою очередь высвободить часть бюджетных денег на строительство той же транспортной инфраструктуры в новой Москве. В целом только в течение 2014–2016 годов на территории ТиНАО за счет средств инвесторов должно быть построено и сдано около 50 объектов социальной инфраструктуры.

Вы озвучили цифры по объемам строительства недвижимости. Что они дают с точки зрения повышения качества жизни в новой Москве?

– Любой построенный объект недвижимости сказывается на качестве жизни населения. Только за два года с момента присоединения территорий к Москве появилось 30 тыс. новых рабочих мест. Средняя заработная плата выросла примерно на 40% и составляет сегодня около 50 тыс. рублей – это три четверти от уровня средней зарплаты в Москве. Напомню, что до присоединения к столице средняя зарплата составляла на этих территориях лишь две трети этого уровня. На этот год поставлена задача создания еще 40 тыс. рабочих мест. Люди смогут работать в шаговой доступности от дома. За два года почти на 14,5% выросла численность населения этих территорий – с 235 тыс. до 270 тыс. человек. По нашим оценкам, всего в новой Москве к 2035 году будут проживать порядка полутора миллионов горожан и создадут около миллиона рабочих мест, то есть фактически все трудоспособное население получит возможность найти работу рядом с домом.

Новые территории будут чем-то отличаться от старой Москвы?

– Мэром Москвы поставлена задача органично интегрировать новые территории в существующую среду мегаполиса. Мы не делим столицу на «старую» Москву и «новую», ведь город – это единый организм, а все его округа, районы – сообщающиеся сосуды. Важно достичь баланса между ними. Мы условно разделили присоединенные территории на три так называемых урбанистических пояса, где плотность застройки по мере удаления от границ старой Москвы будет уменьшаться. В первом поясе мы планируем плотность около 15 тыс. кв. метров на гектар, а ближе к Калужской области – не более пяти.

Сейчас основные трудовые ресурсы находятся в старой Москве. Если мы хотим оттянуть рабочие места из исторического центра, то должны обеспечить новые точки развития транспортной инфраструктурой. Сегодня прокладывать тоннели подземки далеко вглубь новой Москвы не имеет смысла. Именно поэтому 7 из 12 точек роста расположены в первом урбанистическом поясе. Да и зачем застраивать дальнюю территорию, где в основном леса? Мы уже приняли решение о строительстве парков – начиная от небольших, которые будут приближены к жилым районам и деловым центрам, и заканчивая крупными, куда смогут приезжать все москвичи.

Что сегодня происходит в будущих точках роста?

– Наверное, активнее других развивается территория кластеров Румянцево и Мосрентген, где уже полным ходом строится огромный бизнес-комплекс «Комсити». Это концептуально новый для России формат «город в городе». Территория – 45 га, площадь 12 низкоэтажных зданий – 430 кв. метров, торговая галерея, зона обслуживания. Это десятки тысяч рабочих мест! Половину всего объема введут в эксплуатацию уже в текущем году. Кроме того, в этом году планируется провести туда ветку метро. Это будет продление Сокольнической линии от станции «Юго-Западная».

Мы приняли проект планировки территории площадью более 300 га в Коммунарке, где будет создан админист-ративно-деловой центр. Получится современный мини-город, в котором будет создано от 50 до 100 тыс. рабочих мест. Общая площадь застройки составит порядка 3 млн кв. метров недвижимости. Эти две территории на сегодняшний день наиболее проработаны. Если говорить про остальные, то в первую очередь идет развитие Троицка как наукограда, а также территории около аэропорта «Внуково» и других центров.

Достаточно ли 12 точек роста в новой Москве, чтобы действительно разгрузить исторический центр?

– Мы не только в новой Москве создаем точки роста, но и в старых границах. Как вы знаете, мы приступили к реорганизации промышленных зон, обладающих огромным градостроительным потенциалом. Что касается центра столицы, то там рабочие места, конечно, сохранятся. Но мы не планируем строить офисы и дальше: во всех европейских городах исторический центр – это культурное место, которое притягивает туристов.

От чего зависят темпы развития точек роста?

– В первую очередь от привлечения частных инвестиций, учитывая, что земля в основном находится в собственности инвесторов. Город за свои средства развивает транспортную, инженерную, социальную инфраструктуры. Но даже и к этой работе стараемся привлекать частные инвестиции, чтобы нагрузка на бюджет была меньше. Сегодня около 100 инвесторов на той или иной стадии включаются в работу на новых территориях. Порядка 20 наиболее крупных компаний уже активно участвуют в реализации различных проектов.

Вы упомянули о создании транспортного каркаса. Что он включает, какие проекты уже находятся в работе?

– Транспортная модель представляет собой развитую дорожную сеть, транспортно-пересадочные узлы, станции метро, легкорельсовый транспорт. Как я уже говорил, в этом году планируем ввести продолжение Сокольнической линии метро с тремя новыми станциями: «Тропарево», «Румянцево» и «Саларьево». Две последние находятся на присоединенных территориях. Приступили также к строительству продолжения Калининско-Солнцевской линии метро до станции в Рассказовке. Еще одну ветку построят китайские инвесторы, она пройдет от Третьего пересадочного контура до Коммунарки.

На каких условиях они будут строить эту ветку? И каковы сроки реализации проекта?

– Как только ветка будет построена, китайские метростроители передадут ее в управление городу. Ее протяженность составит около 15 км, на ней планируется разместить 7 станций. Движение поездов на этой линии планируется запустить уже в 2017 году, а чтобы успеть ее построить, следует уже в начале 2015-го приступать к работам. До конца этого года необходимо завершить проектирование. По нашим подсчетам, строительство новой ветки обойдется китайским инвесторам ориентировочно в 2 млрд рублей. Чтобы они смогли окупить вложенные средства, мы даем им возможность возвести около 2 млн кв. метров различной недвижимости, в основном вдоль этой ветки метро.

Каковы ближайшие планы в сфере дорожного строительства?

– В июле вводим две дороги. Одну – от деревни Саларьево до деревни Мамыри протяженностью 4,6 км, вторую – от деревни Рассказовка до поселения Московский длиной почти 3 км. Кроме того, приступили к реконструкции Центральной дороги в Коммунарке. Закончить ее хотим в течение полутора лет. Также на стадии проектирования большое количество других поперечных связок между основными магистралями – всего 12 объектов, которые мы планируем завершить до 2018 года.

Если говорить о более крупных проектах, то это, конечно, реконструкция Калужского шоссе, которое через несколько лет станет современной магистралью. В наших планах – повышение пропускной способности этой трассы с учетом будущего градостроительного развития новой Москвы. Там предполагается увеличить полосность дороги, построить боковые проезды вдоль шоссе для обслуживания прилегающих территорий, а также несколько развязок. Реконструкция Калужки – это большой проект, который включает как комплекс работ на уже существующих участках, так и строительство новых. Мы нашли техническое решение, позволяющее избежать сноса застройки, вплотную примыкающей к магистрали: населенные пункты будет огибать дорога-дублер.

А что будет через 30 лет? Какой вы видите более долгосрочную перспективу?

– Генеральный план развития столицы, который мы сейчас дорабатываем, учитывает перспективы до 2025 года. То есть мы четко понимаем, что предстоит сделать за 10 лет. Есть и второй уровень планирования, так называемый средний прогноз: с 2025 по 2035 год. По нашим примерным оценкам – за 20 лет будет вложено около 7 трлн рублей. Это как бюджетные деньги, так и средства инвесторов. Уже сегодня мы закладываем перспективные возможности строительства на последующие годы. Мы должны оставить транспортные коридоры под развитие территории в будущем. Например, при строительстве метрополитена. Калининско-Солнцевскую ветку можно будет продлить до Внукова, а ветку, которая придет в Коммунарку, – до Троицка. Кроме этого мы просчитываем перспективы и на 50 лет вперед. Точно так же, как это делают крупные азиатские мегаполисы. Скажем, в Сингапуре видят сценарий развития на полвека вперед. Мы обязательно прогнозируем динамику численности населения. По нашим оценкам, уже к 2035 году во всей Московской агломерации будет проживать порядка 25 млн человек. Исходя из этого, разрабатываются и перспективы создания транспортного каркаса.

Антон Кульбачевский о программе озеленения столицы, промышленности города и планах на будущее
  • 7 декабря, 19:23
  • Анна Левченко
В Москве прошло вручение независимой премии «ДОМИНФО» в сфере коммуникации управляющих компаний с жителями обслуживаемых домов
  • 6 декабря, 23:34
  • Сергей Чаев
В Москве представили новый общественный транспорт 2017 года
  • 6 декабря, 16:47
  • Анастасия Бушуева