Триллион — в движение

Триллион — в движение

Триллион — в движение
Триллион — в движение //Полина Наседкина
Ведущие игроки отрасли обсудили возможности развития транспорта в новой Москве

На развитие транспортной инфраструктуры в новой Москве будет потрачен триллион рублей. Об этом глава департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин сообщил в ходе круглого стола на прошедшей неделе. Участники мероприятия обсудили формирование транспортного каркаса ТиНАО и создание дополнительных возможностей для работы и бизнеса. Своим видением поделились эксперты в сфере транспорта, архитектуры, урбанистики, предприниматели и инвесторы.

По словам Владимира Жидкина, объем инвестиций в новую Москву на срок до 2035 года составляет 7 трлн рублей. Из них 1 трлн будет направлен на развитие транспортной инфраструктуры. Всего за последние пять с половиной лет в строительство новой Москвы уже инвестировано порядка 800 млрд рублей. Из них 170 млрд – деньги города. «Около 80% всех средств было направлено на создание транспортной инфраструктуры», – подчеркнул глава департамента.

По его словам, пять лет существования ТиНАО стали успешными. Удалось обеспечить комплексное развитие территорий, при этом уделяя особое внимание строительству объектов инфраструктуры, созданию рабочих мест и обеспечению транспортного сообщения. Были ведены в строй две станции метрополитена – «Румянцево» и «Саларьево», проложено 84 километра магистральных дорог. До конца нынешнего года в новой Москве появится еще шесть станций метро – «Филатов Луг», «Прокшино», «Ольховая», «Столбовая» Сокольнической линии, «Говорово» и «Рассказовка» Калининско-Солнцевской линии. Параллельно будут строиться поперечные автодороги, соединяющие крупные магистрали, а также автобусные и трамвайные маршруты на территории ТиНАО.

Кроме того, за минувшие два года было проложено 22 новых маршрута и создано 119 остановок. До 2020 года планируется ввести в строй еще 56 остановочных пунктов и девять новых автобусных маршрутов.
Участники делового мероприятия обсудили перспективы развития транспортного каркаса новой Москвы, роль транспортной инфраструктуры в формировании точек притяжения, актуальные вопросы развития предпринимательства и создания рабочих мест.

Так, по словам учредителя компании «ВТМ дорпроект» Михаила Ткаченко, вопрос транспортного обслуживания новых территорий Москвы в настоящее время самый острый. Ведется строительство основных магистральных транспортных линий («хребтовых»), но открытым остается вопрос хордовых связей. По словам эксперта, только комплексный подход к планированию транспортно-коммуни-
кационного каркаса, в том числе с формированием современных ТПУ, станет стимулом для со-
циально-экономического развития новых территорий.

В свою очередь, председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы Любовь Цветкова отметила, что рыночным продуктом территория – в данном случае ТиНАО – становится лишь тогда, когда туда приходит транспорт. «Без транспортной доступности земля в новой Москве всего лишь поверхность: летом зеленая, а зимой белая», – заявила она. Госпожа Цветкова отметила, что стоимость любого проекта возрастает как минимум на 15%, если появляется информация о создании вблизи объекта линии метрополитена или дороги.

Исполнительный директор Фонда «Институт экономики города» Татьяна Полиди отметила, что в перспективе будет происходить перераспределение экономических источников между «ядром» (старой Москвой) и «периферией». Сейчас на «ядро» приходится около 85% вклада в ВВП со стороны столицы, а потенциалу «периферии» еще предстоит раскрыться в будущем и обеспечить дополнительный экономический рост агломерации в целом.

Важнейшую проблему – создание новых рабочих мест и развитие предпринимательства – затронул первый заместитель руководителя департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Алексей Артёмов. Он напомнил о тех системным мерах поддержки, которые правительство Москвы разработало для промышленных предприятий ТиНАО.

О социальных ожиданиях жителей присоединенных территорий рассказал руководитель отдела по работе с органами государственной власти Управления социально-политических исследований ВЦИОМ Кирилл Родин. Он сообщил, что по итогам проведенных опросов за последние годы удовлетворенность «новомосквичей» транспортной ситуацией выросла. Так, если в 2015 году улучшение в транспортной сфере отмечали 61% опрошенных, то в 2017 году таких было уже 71%, а в начале 2018 года – 74%. Большую удовлетворенность транспортной обстановкой выразили те, кто живет в ТиНАО продолжительное время. В то же время, согласно статистике, специалисты с высшим образованием чаще вынуждены ездить на работу в «старую» Москву. Треть жителей новых территорий, работающих внутри ТиНАО, имеют среднее образование. При этом 77% опрошенных готовы работать внутри новой Москвы с сохранением нынешней должности и уровня оплаты. В целом жители ТиНАО позитивно смотрят на перспективы развития территории и ожидают, что уровень их жизни сравняется с общемосковскими стандартами по всем параметрам.

Итоги дискуссии подвел заместитель директора по внешним коммуникациям АО «Мос-
инжпроект», координатор проектов МЦУ «Город» Алексей Расходчиков, который выразил благодарность департаменту развития новых территорий за активность работы и открытость к сотрудничеству. Он отметил, что постоянный анализ развития новой Москвы позволил накопить значительный объем материалов. Для обобщения ценного опыта Расходчиков предложил в течение полугода подготовить комплексный доклад о текущей ситуации и перспективах развития ТиНАО. Владимир Жидкин с готовностью поддержал эту инициативу.