Константин Кокошкин: «Москву просто люблю»

Константин Кокошкин: «Москву просто люблю»

Константин Кокошкин: «Москву просто люблю»
Константин Кокошкин: «Москву просто люблю»
Фотограф Константин Кокошкин снимает город и помогает нам увидеть красоту

Премия мэрии Москвы, «Золотой глаз России», трижды – «Лучший автомобильный журналист года» и прочие титулы, которыми Константин Кокошкин награждался за свои фотоработы в разные годы, для него мало что значат. Он и не помнит, чем там его отмечали. Для него гораздо важнее, когда кто-то, случайно увидев его «картинку», прозревает: «Это Тверская застава? Обалдеть!», или «Это же будущее!», хотя на его страничке в фэйсбуке - самое что ни на есть настоящее, сегодняшняя Москва, такая, как есть, без прикрас. Потому что приукрашать ее бессмысленно, она хороша всегда, считает Кокошкин. И любит ее такой, как есть, - с осенними лужами и зимней слякотью, с современными скоростями и вечно спешащими усталыми горожанами. Он ее рисует, хотя не считает себя фотохудожником. Он ее пишет, хотя признается, что далеко не поэт. Он ее снимает – и так самовыражается. А получается – открывает Москву, для нас и в нас самих, заставляя удивляться и радоваться, что мы живем в этом городе.

- Константин, в вашем портфолио чего только нет – лица красивых девушек и черные руки нефтяников, неожиданные городские пейзажи и узнаваемые природные ландшафты, - а вам-то самому что ближе, какая натура?
- Это правда, - что я только не снимал, сначала в газетах, потом много лет безвылазно работал как студийный фотограф, в рекламе "нефтянки", в автомобильной съемке.. Это другая реальность, она затягивает. Потом был журнал, который умер через несколько лет, но я успел за казенный счет объездить мир - снимал карнавал в Рио и сафари в Африке, больше 90 стран посмотрел. Но удовлетворив любопытство в итоге понял, что для меня лучше России, лучше Москвы ничего нет. Просто для меня важно чувствовать, что здесь я у себя дома.
Хотя снимать Москву я начал не сразу, а году так в 98-ом, когда обрушился кризис. Работы не стало, денег тоже. Однажды вышел из автомобиля - и пошел снимать город, просто для себя, для души. А так как я москвич не в одном колене,- мама из того поколения "дворян арбатского двора", где бабушки в коммуналках говорили по-французски, - то получилось совершенно естественно, что тема Москвы, можно сказать, сама меня нашла. И оказалась не только бесконечной, но и востребованной.

- Где вы учились? Образование повлияло на выбор профессии?
- Я по образованию строитель: закончил МИСИ, специализация конструкторская - "теория сооружений". Неплохо учился, между прочим.

- Так вот откуда такая четкая структура ваших снимков?
- Ну, это в подкорке, наверное, - суметь расположить объекты так, чтобы любой визуальный образ мгновенно доходил до сознания.

- Не так давно прошла ваша выставка, но не в выставочном зале, а прямо на улице, на Тверском бульваре. Такой формат вернисажа, на который мог бесплатно прийти любой желающий, вы сами придумали?
- Придумал не я, но когда мне предложили, с удовольствием поучаствовал. Устроители дня города начали искать фотографии современной Москвы. Неожиданно оказалось, что только я ее и снимаю. Тот редкий случай, когда все совпало: интересы московских чиновников, бизнеса, мои профессиональные и тех людей, которые просто гуляют по городу и хотят новых впечатлений.

- Люди же видят, чувствуют ваше неравнодушное отношение к "натуре". К примеру, очень интересная серия снимков площади Маяковского до реконструкции и после того, как она начала преображаться. Те же качели, которые поначалу казались здесь неуместными, на ваших снимках очень даже хороши. Вот как вы это делаете, что за магия?
- Я просто снимаю тот город, в котором живу и он мне нравится, мне в нем комфортно. Не важно, сквер это или памятник, это все - моя Москва. И свои чувства я выражаю в снимках. Как, к примеру, можно представить Москву без памятника Маяковскому? А качели - новый образ, но он тоже вписался в стилистику Москвы.

- Как выбираете сюжеты для своих снимков?
- Выбор сюжета происходит на уровне подсознания, это импульс. Зачем я именно туда иду с камерой? Мне это интересно. Сначала фотографирую глазами. Хочется передать свои эмоции зрителям. Столько времени уходит, прежде чем найдешь нужный ракурс, свою погоду, свет. Иногда могу все стереть, если картинка не удается.

- Вы перфекционист. Но ведь 35 лет работы должны, наверное, давать уверенность в себе?
- Уверенность в себе появилась у меня лет в 40. Это как второе дыхание, когда понимаешь: вот оно, удается! Но и сегодня между задумкой и результатом проходит порой очень большой период. Но зато когда получается - это доставляет необыкновенное наслаждение!

- Вот некоторые комментарии людей, посмотревших ваши снимки: "Нам бы жить в таком городе, как у Кокошкина". "Мы живем и не замечаем красоты"... У вас действительно какое-то другое восприятие действительности - вы не замечаете, что перед вами лужа, что запачкали туфли, что рядом угрюмые люди? Простите, но вы приукрашиваете действительность?
- Может быть, и приукрашиваю, но я так вижу. Я оптимист, но заметьте, на моих снимках лишь то, что есть в реальности, без фотошопа. Может, другие просто этого не замечают.
Вот недавно ехал в центр, смотрю – Новый Арбат в сизой дымке, Сити скрыто облаками, но яркий красный свет от огромного рекламного баннера падает на ряд фонарных столбов , какой-то сюрреалистический вид. Решил - приеду сюда и сниму, получится интересно.

- Какие у вас любимые места в Москве?
- Район Воронцова поля, между Покровкой, Яузой и Садовым кольцом. Очень московское место. Не истоптанное. Там дворы проходные остались. Москва - это отдельная планета. Сегодня говорят, что она как-то не так застраивается. Но я уверен - не надо волноваться по этому поводу, Москва 870 лет строилась без особого порядка, и всегда была пестрой, яркой.

- А как вам реконструкция улиц в центре?
- Да супер! Все эти огромные тротуары, люди пошли по Москве, народу полно осенью, зимой, в любую погоду, у людей ощущение безопасности, - город живет. И я его снимаю с удовольствием.

- Вообще-то описывать снимки словами бесполезно, надо смотреть. Поэтому мы решили сделать нашим читателям подарок – на суперобложке номера фотокалендарь Константина Кокошкина. Смотрите - и наслаждайтесь!

Теги: #