В Хамовники – по личному разрешению царя

В Хамовники – по личному разрешению царя

В Хамовники – по личному разрешению царя
В Хамовники – по личному разрешению царя
60 лет назад в Москве были построены знаковые сооружения, многие из которых стали приметой своего времени

1957 год – год основания нашей газеты – был одним из самых романтичных в истории России вообще и Москвы в частности. Вовсю расцветала хрущевская оттепель. Появлялись новые имена, новые направления, новые стили. Неудивительно, что и во внешнем облике столицы тоже произошли существенные перемены.

На месте «Чайки» господа «гоняли Лодера»

До сих пор в столице действует бассейн под открытым небом, построенный в 1957 году. Он называется в духе того времени – «Чайка» – и находится по адресу Турчанинов переулок, 3/1, недалеко от улицы Остоженки. Его авторы – архитектор Борис Топаз и конструктор Юрий Дыховичный. Впрочем, их стоило упомянуть в другом порядке, ведь в сооружении такого рода от инженера зависело больше. Авторы при этом тяготели к классицизму – обязывало соседство с Провиантскими складами, ценным памятником архитектуры, выполненном в этом стиле (там сейчас находится Музей Москвы).

Как и многие московские сооружения, возведенные к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов, этот бассейн с успехом обслуживал жителей нашего города и после завершения этого грандиозного мероприятия. Правда, к другому важному событию – летней Олимпиаде-80 – бассейн был капитально перестроен. Классицизм остался в прошлом, ему на смену пришел сдержанный функционализм, свойственный брежневской эпохе.

Печально знаменитый бассейн «Москва» – первый круглогодичный бассейн под открытым небом, вырытый на месте храма Христа Спасителя, был открыт на три года позже. А «Чайка» поначалу была безымянной, это название ему дали в 1963 году, после полета в космос Валентины Терешковой. Ее позывной был именно «Чайка». Неудивительно – первый открытый бассейн, первый полет женщины в космос – и то и другое символизировало всепобеждающий прогресс. В одном случае это была победа над расстоянием и полом, а в другом – над климатом.

Естественно, в «Чайке» снимали кино – не пропадать же таким декорациям. Среди самых известных лент – «Розыгрыш» и «Ночной дозор». В наши дни в комплексе два плавательных бассейна: один длиной 50 метров, другой длиной 25 метров и с перепадом глубин от 1,5 до 2 и до 5 метров соответственно. Первый предназначен исключительно для плавания, а второй – прыжковый, потому и глубина там больше. Кроме того, здесь имеются два «лягушатника» для детей глубиной не больше метра, летний солярий, тренажерный зал, фитнес-центр, сауна, тенисный корт, площадка для мини-гольфа и кафе.

Интересно, что примерно на этом месте в 1828 году открылось другое оздоровительное учреждение – «Заведение искусственных минеральных вод». Его основателем и владельцем стал немецкий врач, лейб-медик императора Александра Первого Христиан Лодер.

Это учреждение произвело тогда не меньшую сенсацию, чем в середине XX века открытый бассейн. Здесь зажиточные господа знакомились друг с другом, вели светские беседы, присматривали себе невест. Словом, занимались тем же, чем их современники в Баден-Бадене, Карлсбаде и на других курортах, а современники Никиты Сергеевича Хрущева – в буфете открытого бассейна «Чайка». Но при этом им было совсем не обязательно оставлять свои домашние дела. Да и на дорогу эти господа не тратились.
Остоженский курорт действовал 50 лет. Сохранилась легенда, что кучера, ожидавшие у заведения своих господ, на вопрос, чем баре занимаются, обычно отвечали: «Да Лодера гоняют!». Дескать, отсюда и возникло в русском языке слово «лодырь».

Но это всего лишь легенда. Слово «лодырь» существовало в русском языке задолго до рождения доктора Лодера, который по иронии судьбы умер не от чего-нибудь, а от грудной водянки…

Послевоенный мост по довоенному плану

Неподалеку от бассейна «Чайка» в том же 1957 году через Москву-реку был перекинут Новоарбатский мост (с 1963 по 1994 год – Калининский). Как нетрудно догадаться, название произошло от улицы, продолжением которой этот мост являлся, и менялось одновременно с переименованием оригинала. Авторы проекта – архитекторы А. Душкин и К. Яковлев, а также инженер-конструктор М. Руденко.
Этот мост соединяет две известные столичные улицы – Новый Арбат и Кутузовский проспект. Под ним располагаются две не менее известные набережные – Смоленская и Тараса Шевченко. Длина моста – 502 метра, ширина – 43 метра.

Интересно, что строительство моста на этом месте было предусмотрено еще легендарным Генпланом реконструкции Москвы 1935 года. В 1939 году вплотную приступили к его проектированию. Но, как известно, война спутала все планы, поэтому вторично мостом занялись уже спустя шесть лет после Победы, в 1951 году. Разумеется, и авторский коллектив был другим. Вместо архитекторов-конструктивистов Леонида Полякова, Андрея Бурова и Николая Колли за дело взялись мастера нового стиля – Алексей Душкин (прославивший себя строительством нескольких великолепных станций метро) и Константин Яковлев (в его портфолио к тому моменту было уже шесть мостов – Смоленский метромост, Большой и Малый Крестовские путепроводы, Новоспасский мост, Малый Каменный мост и Лужниковский путепровод).

Основная сложность состояла в том, что Кутузовский проспект не является строгим продолжением Нового Арбата. Эти две улицы подходят друг к другу пусть и под тупым, но весьма ощутимым углом. Изгибать мост не было ни смысла, ни возможности. В результате магистраль скривили в месте пересечения Нового Арбата и Смоленской набережной. Это было сделано настолько деликатно, что заметить масштабы искривления можно только на карте.

К строительству приступили в 1954 году, а уже через три года новый мост был сдан в эксплуатацию. Так окончательно сформировалась главная западная магистраль Москвы.

В честь полководца Фрунзе

В 1957 году был сдан в эксплуатацию участок Сокольнической линии от станции «Парк культуры» до станции «Спортивная». Между ними находится станция «Фрунзенская», которая была открыта 1 мая – в День международной солидарности трудящихся всех стран. Это последняя станция, выполненная в соответствии со сталинскими представлениями об архитектуре: арки, картуши, люстры, мрамор, волюты. Последующие подземные дворцы строили уже в аскетичном «хрущевском» формате, ограничиваясь исключительно квадратными в сечении колоннами. Первоначально планировали назвать станцию «Хамовническая» – в честь исторической местности Хамовники, а также трех Хамовнических улиц, располагавшихся на поверхности земли. Но за год до открытия станции их переименовали в честь полководца Михаила Фрунзе. Поэтому станцию решили назвать «Фрунзенской», добавив в ее оформление пятиконечные звезды и бюст Михаила Васильевича (скульптор Е. Вучетич), замыкающий перронный зал.
Естественно, сначала станция была устроена иначе. В 1984 году, когда прямо над ней стоился Московский дворец молодежи, ее наземный павильон был встроен в здание дворца. Это, конечно же, вышло удобно, но замысел авторского коллектива (а он был настолько обширен, что мы здесь даже не станем его перечислять) был безвозвратно утрачен.

Интересно, что сама станция при этом закрывалась всего лишь на два дня – 11 и 12 августа. А недавно – к 60-летнему юбилею – закончилась ее масштабная реконструкция.
Район Хамовники был так назван в честь одной из многочисленных московских производственных слобод. Хамовниками в далекой древности называли ткачей. Слобода считалась привилегированной. Здесь даже нельзя было спокойно поселиться. Требовалось личное разрешение царя. Сохранился любопытный документ: «А родимцы, государь, мои живут за государем в Хамовниках в Тверских под Девичьем монастырем... Вели, государь, мне за собою государем жити в своей государевой в Тверской Констентиновской в Хамовной слободе с родимцами моими в Хамовниках. Царь государь, смилуйся, пожалуй». Неудивительно – Хамовники обслуживали царский двор, поэтому меры безопасности здесь принимались наивысшие.

Впрочем, уже в XIX веке этот район утратил свое исключительное значение. Писатель Михаил Загоскин сообщал: «Хамовники во всех отношениях походят на самый дюжинный уездный городишко. Местами только вымощенные, узенькие улицы, низенькие деревянные дома, пустыри, огороды, пять-шесть небольших каменных домов, столько же дворянских хором с обширными садами, сальный завод стеариновых свечей с вечной своей вонью, непроходимая грязь весной и осенью и одна только церковь (Николы), впрочем, довольно замечательная по своей древней архитектуре».

Типовой кинотеатр в стиле Палладио

Еще один архитектурный памятник столицы 1957 года – кинотеатр «Победа» на Абельмановской улице, неподалеку от Таганской площади. Здание было построено по типовому проекту, но выглядит как подлинный архитектурный шедевр. Дело в том, что автором был знаменитый архитектор, большой мастер классицизма Иван Владиславович Жолтовский, который положил в основу кинотеатра дворец архитектора Андреа Палладио, построенный в XVI столетии в итальянском городе Виченце. В Москве было построено всего лишь три таких кинотеатра – «Победа», «Слава» и «Буревестник».
Так что «Победа» – своего рода побратим станции метро «Фрунзенская». И кинотеатр, и станция как бы закрывают огромную эпоху в истории отечественной архитектуры. Ведь и кинотеатры потом тоже стали возводить, как тогда говорили, без архитектурных излишеств.
Первоначально «Победа» имела два зала на 420 мест, но после реконструкции 2000 года их численность уменьшилась до 304 мест. Это произошло за счет увеличения комфортности кресел (они стали просторнее, подлокотники сделали шире, в них появились подстаканники). И та и другая конфигурация зала полностью соответствовала требованиям эпохи. В 1957 году задачей каждого кинотеатра было показать фильм максимальному количеству желающих – в кассах тогда стояли очереди. Но уже в 2000 году, в эпоху интернета, кино как таковое сделалось доступным, и от кинотеатра требуется не «пропускаемость», а комфорт.

Кстати, автором нового дизайна стал известный художник театра и кино Павел Каплевич, который, кроме всего прочего, работал над фильмами «Лунапарк», «Такси-блюз» и «Лимита».

Атриум для детей

В 1957 году на площади Дзержинского (ныне Лубянская) открылся «Детский мир» (ныне «Центральный детский магазин на Лубянке»). Это был не первый магазин в Москве такого рода – ранее специализированный универмаг для детей открылся в начале улицы Кирова, ныне Мясницкой. Но масштабы были несопоставимы.

Как и многие постройки того года, магазин «Детский мир» проектировался в одну эпоху, а возводился в другую. Над чертежами начали работать в 1953 году. Процесс курировал лично Анастас Микоян. Он заявил: «Это будет детский ГУМ для маленьких советских потребителей».
Неудивительно, что архитектор Алексей Душкин, автор проекта, активно использовал арки, колонны, мраморные балясины, бронзовые светильники и прочие «архитектурные излишества». Но уже на этапе строительства новый глава государства Никита Хрущев заявил: «Очень расточительно спроектирован «Детский мир».

Пришлось сделать здание более скромным и дешевым. Отчасти отсюда и происходят некие несоответствия и неудобства, которые потом неоднократно ставились Алексею Душкину в вину. Естественно, здание строили не на пустом месте – до этого здесь находился Лубянский пассаж и еще несколько старых домов.
Поначалу вообще хотели тот пассаж оставить, ограничившись реконструкцией. Но, как впоследствии вспоминал автор проекта, «начал работать, детально обследовал пассаж и пришел к выводу, что в этом нет смысла – надо строить новое здание на новом фундаменте с частичным использованием старых конструкций».

Общая площадь нового универмага составила более 58 тыс. кв. метров. Это было первое здание в Советском Союзе, в котором вместо лестниц и лифтов установили гораздо более практичные эскалаторы – ранее они использовались исключительно в метро. Эскалаторов было 14 штук. Большой внутренний атриум украсили огромные часы, сделанные в виде сказочного домика.
В 90-е «Детский мир» начал стремительно утрачивать свое значение. В некогда любимом всеми москвичами магазине разместился автосалон, а детскими вещами и игрушками стали торговать с рук под фасадами здания. Но в 2015 году историческая справедливость была восстановлена – магазин снова стал детским.

Теги: #