Не только квадрат

Не только квадрат

Не только квадрат
Не только квадрат
На ВДНХ можно увидеть редкие работы Казимира Малевича

Сегодня, 24 ноября, в павильоне ВДНХ «Рабочий и колхозница» открылась выставка «Казимир Малевич. Не только «Черный квадрат». На ней представлены ранние и малоизвестные работы создателя супрематизма. В том числе и квадрат, но в графическом исполнении. Также там можно увидеть примеры классической живописи мастера и его архитектурные работы. Выставка работает до 25 февраля 2018 года ежедневно с 11.00 до 22.00.

Несколько работ, представленных в павильоне под знаменитым монументом, впервые доступны широкой публике. Это эскиз оформления спектакля «Победа над солнцем» – тот самый графический «Черный квадрат», флакон одеколона «Северный», выпущенный по проекту Казимира Малевича при его жизни. Уникальные архитектоны из гипса – проекты башен и небоскребов, картина «Зимний пейзаж», портрет Елизаветы Яковлевой, карандашный рисунок «Мать с младенцем и три фигуры». Кроме того, на выставке показаны малоизвестные широкой публике гелиогравюры, литографированные плакаты и открытки с сатирическими стихотворными подписями, созданные Малевичем в начале Первой мировой войны.

«Черный квадрат» Малевича, став общепризнанной иконой ХХ века, отчасти заслонил другие стороны наследия русского авангардиста. Меж тем великий художник работал в полную мощь: под именем «Казимир Малевич» как будто действовал целый отряд творцов, сумевших сказать первое, а нередко и определяющее слово во многих сферах художественной культуры», – сказала куратор выставки – одна из ведущих исследователей русского авангарда, доктор искусствоведения Александра Шатских.

Выставка разделена на несколько залов. На втором этаже (первом от Главного входа) выставлены ранние работы Казимира Малевича периода авангарда. Но даже первый зал прекрасно иллюстрируют «целый отряд творцов», скрытый в одном художнике. Это и ранний «Дом с верандой», и абсолютно не похожие на эту небольшую картину монументальные «Косарь» и «Жница». В этом же зале можно познакомиться с его эскизами для «Победы над солнцем» – футуристического спектакля-оперы поэта Алексея Кручёных, композитора Михаила Матюшина и художника Казимира Малевича – и рисунками к спектаклю по пьесе Леонида Андреева «Анатэма». Здесь же представлен «патриотический лубок» – литографированные плакаты и открытки, созданные Малевичем в начале Первой мировой войны. Кстати, тексты к лубкам сочинял Владимир Маяковский.

Пространство между вторым и третьим этажами рассказывает о семье Казимира Малевича. «Особый интерес представляют материалы, связанные с семейным окружением художника и включающие поздние декоративные графические композиции его младшего брата Мечислава Севериновича Малевича (1882–1962). Таким образом, исследователи и широкая публика смогут по-новому и более объемно увидеть личность русского авангардиста, а также понять контекст эпохи, в которой он жил и творил», – сообщают организаторы выставки.

Третий этаж – это супрематические композиции, «Четыре квадрата», первое монохромное полотно в живописи – холст, покрашенный белой краской, поздние классические портреты, а также архитектура. Представлены несколько гипсовых вертикальных архитектонов – «Портал», «Башня» и т.д. Существует даже теория, что архитекторы главного здания МГУ использовали супрематические работы Малевича при проектировании здания.

Теги: #