Великолепная пятерка ТПК

Великолепная пятерка ТПК

Великолепная пятерка ТПК
Великолепная пятерка ТПК
Первый участок Третьего пересадочного контура готовится к запуску

Глобальные изменения ждут схему Московского метрополитена в ближайшие годы. Главное из них – появление еще одного кольца – Третьего пересадочного контура, который подобно существующей Кольцевой соединит все радиальные линии между собой. Строительство первого участка уже завершено, до конца года пойдут первые поезда с пассажирами. Для них откроются сразу пять станций: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошевская», «ЦСКА» и «Петровский парк». Единый оператор программы развития Московского метрополитена – АО «Мосинжпроект» – завершает последние приготовления перед запуском участка.

По третьему кругу
Третий пересадочный контур, по словам мэра Москвы Сергея Собянина, изменит лицо московского метро и значительно разгрузит его пассажиропоток. Он свяжет между собой удаленные районы Москвы. Здесь появится 21 пересечение с радиальными линиями метро и МЦК. Кольцо будет иметь протяженность свыше 60 км и включит в себя 31 станцию. Это позволит ему стать самой длинной линией метрополитена не только страны, но и мира. Пока рекордсменом считается кольцевая линия № 10 пекинской подземки: ее длина – 57 километров.
Городские власти ожидают колоссального эффекта от его строительства. Второе метрокольцо на 10–15% разгрузит центральную часть метрополитена, так как у москвичей и гостей города отпадет необходимость ехать в центр для пересадки. Это сократит время пассажиров в пути, создаст комфорт при пересадках.
Кроме того, при проектировании ТПК закладывалась возможность перспективного строительства новых радиальных веток метро в развивающиеся районы, в том числе в новую Москву.
Строительство первых пяти станций Третьего пересадочного контура началось в 2012 году. Сейчас АО «Мосинжпроект» завершает последние приготовления к их открытию для пассажиров.

Столичные почвы – слоеный пирог
Строительство метро – это сложный технологический процесс, тем более в плотно застроенном мегаполисе. Первый пусковой участок Третьего пересадочного контура проходит в срединной части города, где плотность застройки достаточно высокая. По словам Марса Газизуллина, гендиректора АО «Мосинжпроект», перед началом строительства самой большой проблемой было практическое отсутствие площадок.
Еще одна проблема – сложные московские почвы, как слоеный пирог. Часто одна порода сменяет другую, причем узнать о «сюрпризах» грунтов не всегда удается заранее. Встречаются такие породы, как известняк, глина, карбон, а также камни и обводненный песок. Любой грунт и даже скальные породы ротор (герметичная камера в головной части проходческого комплекса) перерабатывает в массу, похожую на молотый кофе. Под каждый грунт приходится подстраивать технику – менять режущие элементы тоннелепроходческих комплексов.
Особо пристальное внимание при строительстве уделяется местам пересечения с радиальными линиями метро и подземными транспортными сооружениями. «Когда мы проходим под или над существующими тоннелями, важно полностью исключить или максимально минимизировать возможные просадки грунта из-за строительства. Для этого компания «Мосинжпроект» осуществляет постоянный мониторинг за существующими сооружениями по специальным методикам», – рассказал Марс Газизуллин.

Первая пятерка за кольцо
«Все станции уникальны. Мы сохраняем традицию московского метро, чтобы станции были не только с технической точки зрения полезные и нужные, но и с эстетической радовали глаз и привлекали людей. Тем более люди у нас практически каждый день пользуются метро и для них это часть жизни», – сказал Сергей Собянин.
Станция «Деловой центр» Третьего пересадочного контура вместе с одноименной станцией желтой ветки и «Выставочной» Филевской линии образуют самый крупный станционный комплекс в Европе. Из вестибюля станции «Деловой центр» ТПК пассажиры смогут попасть в торгово-развлекательный комплекс «Афимолл». В «Москва-Сити» ежедневно приезжают на работу, за покупками, на деловые встречи не менее 300 тысяч человек. И вместе со строительством новых объектов количество посетителей будет только расти.
Чтобы движение поездов не оказало негативного влияния на конструкции торгового центра и небоскребов, на станции, по словам специалистов «Мосинжпроекта», смонтированы виброплиты, благодаря которым не передается вибрация на конструкции сооружений, расположенных на поверхности земли.
Станция «Деловой центр», являющаяся частью «Москва-Сити», продолжает стиль всего ММДЦ. Колонны и потолок облицованы металлом, ограждения балконов и витражи сделаны из стекла. На потолке установлены панели голубого цвета, символизирующие наличие пересадки на Филевскую линию.
Станция «Шелепиха», следующая за «Деловым центром», располагается в Пресненском районе города, вдоль путей Московского центрального кольца. У нее будет два выхода – на Шмитовский проезд и на Шелепихинское шоссе. На базе станции планируется организовать транспортно-пересадочный узел, благодаря которому можно будет пересесть на одноименную платформу МЦК, не выходя на улицу, а также на наземный транспорт.
В отделке станции использовали белый, желтый и черный цвета. Благодаря шестиметровым колоннам неправильной формы создается иллюзия высоких потолков. Сами же потолки отделаны черными и желтыми пластинами. Материалы, используемые в отделке, – гранит и мрамор.
«Хорошевская» построена к югу от «Полежаевской». Станция имеет два подземных вестибюля. Восточный украшен композициями в духе работ Казимира Малевича и его последователей – Поповой, Экстер, Родченко. Западный – в стиле конструктивистов: братьев Весниных, Гинзбурга, Голосова и др. Выходы из вестибюлей будут вести на обе стороны Хорошевского шоссе, к улице Ку-
усинена и к 4-й Магистральной. С «Хорошевской» можно будет пересесть на станции «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии и Хорошево Московского центрального кольца.
По информации АО «Мосинжпроект», у станции «ЦСКА» будет также два выхода: к Дворцу спорта «Мегаспорт» и к строящемуся парку на Ходынском поле. Наземно-подземные вестибюли станции представляют собой «холмы» – приподнятые над поверхностью участки земли, на кровле которых высадят траву и цветы. Это дополнит прогулочную зону парка, который создается в этом районе. Также вблизи метро поставят скамьи и проложат пешеходную дорожку. Таким образом, у горожан появится возможность подняться на смотровую площадку на крыше.
Открытие станции «ЦСКА» снизит нагрузку на «Полежаевскую», «Сокол» и «Аэропорт». Станция оформлена в фирменном стиле спортивного клуба ЦСКА: в красном и синем цвете. На платформе установлены бронзовые скульптуры лыжника, баскетболиста, хоккеиста и футболиста, символизирующие спортивные традиции Центрального спортивного клуба армии в разных видах спорта.
«Петровский парк» будет иметь выходы на обе стороны Ленинградского проспекта, к Петровскому парку и стадиону. Рядом со станцией находится Петровский путевой дворец XVIII века, поэтому архитекторы решили вписать его изображения в дизайн. Спускаясь или поднимаясь по эскалатору, пассажиры смогут рассматривать на потолке «Петровского парка» силуэты деревьев. Вестибюли и эскалаторы станции украсят большие световые витражи.
Станцию отделали уральским мрамором и гранитом. Пол «Петровского парка» выложен плитами из серого и черного гранита, путевые стены – белым мрамором, «факельные» колонны – зеленым. ®

Теги: #Метро