«Давайте начинать!»

«Давайте начинать!»

«Давайте начинать!»
«Давайте начинать!»
Владимир Путин дал старт новому масштабному транспортному проекту в столице

Президент РФ поручил столичным властям и РЖД приступить к реализации нового масштабного проекта по созданию железнодорожных диаметров, связывающих пригородные направления. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, это будут новые линии наземного метро большой протяженности, перевозящие москвичей и жителей Подмосковья. Проект, уже получивший рабочее название «Московские центральные диаметры», планируется реализовать в два этапа: пилотные линии будут готовы в конце 2018 – начале 2019 года.

На встречу с президентом Сергей Собянин пришел вместе с главой ОАО «РЖД» Олегом Белозёровым. С собой чиновники принесли схему развития Московского железнодорожного узла и отдельных проектов, которые реализуются в рамках большой программы, ранее одобренной главой государства. Столичный градоначальник напомнил, что больше года назад было запущено Московское центральное кольцо, которое сегодня перевозит 400 тыс. пассажиров в сутки. Параллельно в Москве и соседней области идет строительство новых главных путей, призванных улучшить и ускорить пригородное сообщение. В настоящее время два таких проекта реализовано – это Ленинградское и Киевское направления. В результате, например, от Зеленограда до Москвы можно доехать всего за 24 минуты. Работы по модернизации следующих направлений – Ярославского, Горьковского, Курского, Смоленского, – по словам Сергея Собянина, будут завершены в ближайшие год-полтора.
– Активно заменяется подвижной состав, который уже обновлен на 30%. Это позволило увеличить количество перевозок пригородного сообщения на треть – это более чем 600 млн человек в год. Каждый день электричками пользуются 2 млн человек, – проинформировал президента Сергей Собянин.
Созданная в Москве и области инфраструктурная база, считает мэр, позволяет приступить к реализации третьего масштабного проекта, связанного с развитием железнодорожного сообщения.
– Сегодня пригородные железные дороги представляют вот такую картину, – столичный градоначальник для наглядности развернул перед президентом схему с нанесенными пригородными направлениями. – Они доходят до вокзалов и здесь останавливаются, по сути, это тупики. Причем при подъезде к вокзалу очень трудно расширить инфраструктуру, поскольку она находится в городе.
В результате, по словам мэра, возникают три проблемы – неэффективное использование ресурса, низкая скорость движения и разобщенность железнодорожных магистралей. Однако все их можно решить, если соединить разрозненные пригородные направления и создать диаметры для сквозного движения через центр. Кстати, их прообразы в Москве уже есть: это, например, Смоленское направление, имеющее связку с Савеловским. Сейчас сквозные электрички из Лобни в Одинцово или Звенигород ходят редко и медленно. Но за счет небольших вложений и новой схемы организации движения ситуация может кардинальным образом измениться.
– На примере Смоленского и Савеловского направлений можно увидеть, что, по сути дела, создается новая наземная ветка метро протяженнос-
тью около 50 километров, которая будет перевозить 42 млн человек, – рассказал Сергей Собянин и подчеркнул, что скорость перемещения из одного конца в другой увеличится в два раза и займет меньше часа без пересадок. – А расстояние от МКАД до МКАД можно будет преодолеть менее чем за 40 минут.
Если бы связка между Лобней и Одинцово создавалась в виде обычного метро, на ее строительство, по оценкам градоначальника, потребовалось бы затратить около 250 млрд руб. и многие годы работы. Сейчас же речь идет о полутора годах и минимальных ресурсах.
– Это будет совместный проект, финансируемый как из бюджета города Москвы, так и из резервных ресурсов РЖД. Дополнительных средств из федерального бюджета пока мы не видим, – заверил президента Сергей Собянин.
Кроме Смоленского и Савеловского направлений в первую очередь предлагается включить также Рижское и Курское направления: диаметральный маршрут между Нахабино и Подольском позволит в 1,8 раза сократить время в пути для жителей этих подмосковных городов.
Будет эффект и для жителей столицы, проживающих рядом с железнодорожной инфраструктурой: наземный скоростной диаметр разгрузит улично-дорожную сеть на 2–3%, линии метрополитена на 7–9%, вокзалы – на 15%. Воспользоваться линией смогут 600 тыс. москвичей, проживающих в 11 районах города.
По мнению Олега Белозёрова, реализация нового масштабного проекта будет способствовать превращению Москвы в крупный авиахаб, поскольку железнодорожные диаметры свяжут между собой не только подмосковные города, но и аэропорты. «Движение между аэропортами станет занимать не более одного часа. Это удобно для пассажиров», – отметил на встрече с Путиным глава РЖД.
Сергей Собянин попросил президента сделать проект приоритетом при развитии Московского транспортного узла. «Так и сделаем. Когда можно начать в этой части работу?» – уточнил глава государства. Градоначальник ответил, что к строительству первых двух линий можно приступить «уже начиная со следующего года и завершить либо в конце 2018-го, либо в середине 2019-го». Он подчеркнул, что первые два диаметра – это примерно 30% всего проекта. Строительство других линий запланировано на 2019–2025 годы, они еще требуют проектирования. (В презентации, которая есть у «Московской перспективы», указаны диаметры Зеленоград – Раменское, Пушкино/Королев – Раменское, Зеленоград – Подольск, Нахабино – Железнодорожный, Одинцово – Железнодорожный и т.д.)
– В целом можно создать от 5 до 15 таких направлений, в зависимости от необходимости и пассажиропотока. Это абсолютно реальный проект, который изменит всю ситуацию в Московском транспортном узле: им будет пользоваться около 300 млн пассажиров, на 10–12% разгрузится вся транспортная инфраструктура, в том числе и МКАД, – отметил Собянин.
«Хорошо, давайте начинать!» – поды-
тожил президент.
Как рассказали «Московской перспективе» в горадминистрации, проект получил рабочее название «Московские центральные диаметры». Предполагается, что обслуживание пассажиров на сквозных железнодорожных линиях будет осуществляться по стандартам МЦК и метрополитена. Современный подвижной состав будет ездить с интервалами около шести минут. После завершения проекта новые маршруты позволят улучшить качество транспортного обслуживания для 2,3 млн жителей Москвы и Московской области. СМИ со ссылкой на источники уже озвучили планируемый размер затрат – 40 млрд руб., которые поровну поделят мэрия и РЖД.