Все в дело

Все в дело

Все в дело
Все в дело
Городские власти не будут утилизировать строительный мусор от сноса домов

Пустить на переработку планируется свыше 90% отходов. Чтобы это осуществить, будет использоваться технология так называемого умного сноса, предусматривающая поэтапный разбор дома, начиная с инженерных коммуникаций. В ходе работ строительные отходы разделят на фракции и направят на переработку. В частности, бетонные обломки пойдут на щебень, стекло – на стекловату, кровельное покрытие – на гудрон, дерево – на топливные брикеты.

Всего в рамках программы реновации появится порядка 53 млн тонн строительного мусора. Специалисты отмечают, что если все эти отходы вывезти на свалки, столичный регион ожидает экологическая катастрофа, с которой он может и не справиться. В то же время вторичная переработка (рециклинг) строительных материалов позволит не только сохранить природу, но и сэкономить немалые материальные средства. Между тем столичные власти пока окончательно не решили, каким образом будут перерабатываться отходы, полученные от сноса ветхого и пятиэтажного жилья.
«Считаю, что частный рынок переработки строительных отходов благодаря программе реновации оживится. Многие компании, чей бизнес задействован в данной сфере, уже предложили свои услуги. В Москве таких предприятий достаточно, чтобы справиться с возникшей задачей, все они имеют большой опыт соответствующей работы. Это объяснимо, поскольку 90% строительного мусора может быть экономически привлекательно. К тому же строительные отходы относятся к категории самого низкого класса вредности», – сказал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин.
В Москве и области сегодня работают более 20 предприятий по приемке и переработке строительных отходов. Это дробилки, мусоросортировочные и перерабатывающие комплексы, пункты приема металлолома. При этом, по словам главы департамента строительства столицы Андрея Бочкарёва, существующие мощности по переработке строительного мусора в Москве недозагружены на 30–40%. «В городе ежегодно появляется свыше 70 млн кубометров строительных отходов, а реновация добавит к ним всего лишь 6–7 млн кубометров, что некритично», – заметил Бочкарёв.
Вместе с тем группа компаний «Энергетические технологии» рассчитала, что при сносе пятиэтажного жилого дома, состоящего из четырех секций (подъездов), образуется 5,5 тыс. кубометров строительных отходов, подлежащих дроблению, и порядка 900 кубометров демонтируемых материалов, большую часть из которых занимает металлический лом, не требующий предпродажной подготовки.
В ходе работ может применяться технология так называемого умного демонтажа, считает глава департамента природопользования Антон Кульбачевский. Это предполагает поэтапный разбор дома с разделением строительного мусора на отдельные фракции – бетонные изделия, металл, керамику, изделия из дерева и прочие отходы.
При этом, по мнению президента Московского государственного строительного университета Валерия Теличенко, после переработки железобетонных изделий получат вторичный щебень, который применяется для отсыпки строительных площадок, временных дорог и дорог второй категории, изготовления бетонных и железобетонных конструкций (фундаментных блоков, плит перекрытий, лестничных маршей, площадок). Все изделия из металла, включая арматуру, переплавляются и после этого могут использоваться на всех этапах нового строительства. Керамическая крошка применяется для отсыпки пешеходных дорожек. Из переработанного стекла изготавливают универсальный утеплитель – стекловату, из макулатуры – картон, мягкое кровельное покрытие перерабатывают в гудрон, из вторичного пластика и песка формуют полимерпесчаные изделия (тротуарную плитку, урны и прочее).
В столице за последнее время накопился достаточный опыт для реализации этой задачи в ходе масштабного строительства и реконструкции. Тем не менее востребован и опыт ведущих европейских стран, а также Китая, Турции, США.
«Мы ознакомились с технологиями, разработанными французской компанией Suez, которая далеко продвинулась в этом вопросе. Заказали у французских специалистов программные продукты, изучили, каким образом у них организована система контроля переработки строительных отходов. Считаем данный опыт для нас полезным», – подчеркнул Марат Хуснуллин.
При этом Москва, по словам главы стройкомплекса, будет опираться в первую очередь на свои инженерные и технические ресурсы. «У нас есть и оборудование, и специалисты, а самое главное – выстроенная система работы», – считает Марат Хуснуллин. Он отметил, что столица не рассматривает проекты строительства в городе новых мусороперерабатывающих комплексов.

А КАК У НИХ

Новая дорога открыта в районе Чаоян в Пекине. При ее создании использовались отходы расположенной рядом масштабной стройки, 90% которых удалось переработать для повторного применения.
В компании, которая занималась строительством, сказали, что использование отходов может снизить стоимость новых дорог на 20%, но при этом они будут соответствовать всем стандартам качества.
Китай – не первая страна, которая использует переработанный строительный мусор. В середине октября голландские компании CirTec и KNN Cellulose заявили, что разработали технологию, которая позволит применять для замены дорожного покрытия использованную туалетную бумагу. А в Японии не только строительные отходы, а весь негорящий мусор измельчают и используют при возведении искусственных островов.