Первые пятиэтажки Хрущев не любил

Первые пятиэтажки Хрущев не любил

Первые пятиэтажки Хрущев не любил
Первые пятиэтажки Хрущев не любил
Особенным счастьем новоселам казался мусоропровод

Летом 1957 года было принято постановление «О развитии жилищного строительства в СССР». Этим знаковым документом был дан старт глобальной застройке всей страны, и в первую очередь Москвы, так называемыми хрущевками. Строили в тот период не только панельные пятиэтажки. Спустя шесть десятилетий пришел черед реновации отживших свое домов. Об уходящей натуре – наш рассказ.

1 Кинотеатр на главной улице Москвы

Ярчайший представитель той эпохи – кинотеатр «Россия», ныне театр «Россия», а до 2012 года – кинотеатр «Пушкинский». Его строили с 1961 по 1964 год. Стекло и декоративная облицовка, воздух и простор, ничего лишнего. Неудивительно, что это здание послужило основой для множества кинотеатров, сооруженных как в Москве, так и по всей России. Из известных московских – «Первомайский», «Ереван» и «Эльбрус».
Интересно, что на этом месте ранее располагался знаменитый Страстной монастырь, основанный еще в 1654 году царем Алексеем Михайловичем. Анастасия Цветаева так писала о нем: «За руку с мамой я вхожу в Страстной девичий монастырь. Он в начале Страстного бульвара. Широкие серые каменные плиты. Прохлада. Тишина. Высокие потолки. Длинная галерея ведет мимо церкви, запертой. Мы идем к монашенке, по делу. Что-то о белье. Жадно вдыхаю я незнакомый мир монастырский, чью-то жизнь, такую иную, чем моя. Силуэт колокола. Гулкость шагов по каменным ступеням. Желтое лицо монахини. Ее келья... Этот день запомнился навсегда».
Справа же к монастырю было пристроено так называемое депо пиявок. Его описывал Владимир Гиляровский: «На окнах стояли на утеху гуляющих детей огромные аквариумы с пиявками разных размеров. Пиявки получались откуда-то с юга и в «депо» приобретались для больниц, фельдшеров и захолустных окраинных цирюлен, где еще парикмахеры ставили пиявки. «Депо» принадлежало Молодцовым, из семьи которых вышел известный тенор шестидесятых и семидесятых годов П.А. Молодцов».
Монастырь снесли в 1937 году.

2 Дворец для подрастающего поколения

Еще один довольно интересный архитектурный памятник, возникший в эти годы, – Дворец пионеров на Ленинских горах (улица Косыгина, 17), вступивший в строй в 1962 году. Горам давно уже вернули историческое название – Воробьевы. Но дворец вошел в историю именно под этим, можно сказать, брендовым названием.
Это не единственное здание, а целый комплекс, состоящий из 11 корпусов, расположенных на территории 56 гектаров. Перед главным зданием – памятник гайдаровскому Мальчишу-Кибальчишу, один из немногих советских памятников, посвященных литературным героям. Его открыли в 1972 году. При дворце действовала даже собственная гостиница – она называлась «Орленок».
Можно сказать, что в этот комплекс входила и так называемая эскалаторная галерея, сооруженная в 1959 году. Это был, по сути, длинный крытый эскалатор, связывающий комплекс дворца и станцию метро «Ленинские горы», открытую в том же году. Эта станция была уникальной для своего времени. Самая длинная (без малого 300 метров) и при этом как бы висящая над рекой. Можно сказать, что «Ленинские горы» – еще один архитектурный памятник эпохи генсека Хрущева. Здесь даже снимали кино – фильмы «Подсолнух» итальянского режиссера Витторио Де Сика и отечественный, «Москва, любовь моя» Александра Митты.
Увы, в 1983 году станция закрылась на реконструкцию, и москвичи надолго забыли о ее существовании.
Самым известным детским коллективом, базирующимся во Дворце пионеров, был, безусловно, ансамбль песни и пляски имени В.С. Локтева. Неудивительно, ведь и сам Владимир Сергеевич – человек легендарный.
Этот коллектив был создан другим музыкантом, руководителем ансамбля песни и пляски Красной Армии Александром Васильевичем Александровым в 1937 году. В «Пионерской правде» появилось сообщение: «При Московском Доме пионеров организуется ансамбль пионерской песни и пляски. Над ансамблем принял шефство профессор-орденоносец А.В. Александров. В ансамбль принимаются пионеры и школьники (не старше 16 лет) – лучшие музыканты, певцы и танцоры самодеятельных художественных кружков. В группы девочек прием уже закончен. Сейчас продолжен прием мальчиков».
Дом пионеров располагался тогда в самом центре Москвы, рядом с Чистыми прудами.
В скором времени была опубликована очередная новость: «Ансамбль пионерской песни и пляски, организованный весной текущего года при Московском Доме пионеров и октябрят, готовится к выступлению в дни 20-летия Великой Октябрьской революции. Это будет первое публичное выступление ансамбля. Коллектив, насчитывающий 250 человек, разбит на группы: хор, оркестр и танцевальную группу.
Хор и оркестр разучивают «Пионерский барабан» А. Белова, «У костра», «Жить стало веселей» профессора Александрова, русские, украинские, грузинские народные песни. Танцевальная группа репетирует русские и украинские, красноармейские и краснофлотские танцы».
Но уже в первые месяцы войны руководителем был назначен Локтев. Который, собственно, и сделал этот творческий коллектив известным во всем мире.
Несмотря на возраст – а ему тогда исполнилось всего тридцать лет, – молодой человек уже был сталинским лауреатом. Состав он набирал свое-
образно: просто ходил по улицам Москвы и всматривался в лица юных москвичей. Время от времени подходил к незнакомому мальчику или же девочке и спрашивал: «Хочешь петь?» или «Хочешь танцевать?» Интуиция его обманывала редко.
Один из современников писал: «Это кажется чудом. Рядом фронт. Почти каждый вечер воют сирены воздушной тревоги. В нетопленом помещении в переулке Стопани из раскрытых ртов идет пар, ребята в варежках, но звучит рояль – и все поют – наперекор сирене – поют о Победе, о Родине».
А как только открылся новенький дворец, ансамбль незамедлительно перебрался туда.
Нынешнее название бывшего Дворца пионеров – Московский городской дворец детского (юношеского) творчества. Эскалаторная галерея не функционирует. Гостиница давно уж обособилась, ведет самостоятельную жизнь. Станция, переименованная в «Воробьевы горы», действует с 2002 года. Ее реконструкция продолжалась чуть менее двадцати лет, побив тем самым все возможные рекорды. А локтевский ансамбль популярен по сей день.

3 Многострадальная панорама

К тому же времени относится и здание панорамы «Бородинская битва» на Кутузовском проспекте. Оно было построено в 1962 году, и авторы – архитекторы А. Корабельников, С. Кучанов, А. Кузьмин – применили здесь новый и весьма эффективный прием – облицевали громадный цилиндр стеклом. В результате он смотрится легко и изящно, несмотря на свои весьма внушительные габариты.
Место же было выбрано не случайно – именно здесь располагалась легендарная «Кутузовская изба», то есть дом крестьянина Фролова, в котором фельдмаршал провел знаменитый военный совет в Филях. К сожалению, подлинная изба сгорела еще в 1868 году, и то, что мы сегодня видим, – всего лишь новодел.
Этот музей-панорама был открыт к 150-летию со дня Бородинской битвы. Само же полотно создали в 1912 году, к столетнему юбилею. Автором его был Франц Рубо.
Первоначально панораму демонстрировали на Чистопрудном бульваре, в созданном специально для нее павильоне. Но их судьба – что павильона, что панорамы – сложилась неудачно. Из-за аварии коммуникаций затопило подвалы находящегося по соседству военно-аптечного склада. Хозяева принялись оперативно выкачивать воду, при этом вся она оказалась во дворе павильона, и в результате сильно пострадал предметный план этого живописного шедевра.
Не успели его толком восстановить, как другой сосед, тоже аптека, подал рапорт окружному военно-санитарному инспектору: «Панорама «Бородино» крайне опасна в пожарном отношении. Стройка эта деревянная, и в случае возникновения пожара склады магазина, переполненные ценным имуществом, неминуемо пострадают. Прошу ходатайствовать о сносе этой панорамы».
В результате павильон действительно снесли, а панорама долго кочевала с одного склада на другой. Полотно пришло в полнейшую негодность, и художник Павел Корин, производивший реставрацию панорамы к полуторавековому юбилею битвы, практически все переписал заново.

4 На месте ночного тарана

В 1965 году в Московской области был сдан в эксплуатацию аэропорт «Домодедово» – еще один ярчайший представитель архитектуры этого периода. Тремя годами ранее начальник Главного управления гражданского воздушного флота издал приказ: «Организовать в составе Московского управления транспортной авиации ГВФ аэропорт «Домодедово» и впредь именовать его московский аэропорт «Домодедово».
А первый рейс был отправлен отсюда уже в 1964 году – пунктом его назначения был город Свердловск (ныне Екатеринбург). Первой пассажиркой, севшей в самолет, оказалась женщина с ребенком. Это обстоятельство было расценено как добрый знак – новорожденный человек в новорожденном аэропорту.
Именно из этого аэропорта в 1968 году вылетел в Алма-Ату первый и единственный отечественный сверхзвуковой самолет Ту-144. Впрочем, вскоре он был снят с эксплуатации – из-за резонансной катастрофы 1973 года на авиасалоне во французском Ле-Бурже.
Кстати, «летная» история этого места началась задолго до строительства аэропорта. Именно над Домодедовским районом летчик Виктор Талалихин совершил в августе 1941 года первый ночной таран. Самолет, на котором он совершил этот подвиг, был найден в лесу лишь в 2014 году.
Железнодорожную же станцию Домодедово чуть было не назвали Пржевальской – в честь известного исследователя и путешественника Николая Пржевальского, часто гостившего неподалеку, в усадьбе своих близких родственников. Это еще одна весточка из прошлого, предвосхитившая «путешественнический» характер места.
Интересно, что зона прилета и зона вылета разделены, это позволяет одновременно производить и взлет и посадку воздушных судов. Расстояние между взлетной и посадочной полосами составляет около двух километров.
В наши дни «Домодедово» – крупный аэропорт федерального значения. Он входит в тройку основных московских аэропортов и считается вторым (после «Шереметьево») аэропортом страны по числу обслуживаемых пассажиров в день.

5 И все же хрущевки

Но самым ярким памятником той эпохи были – и пока что остаются – именно пятиэтажки. Памятник этот скорее не архитектурный, а градостроительный – сама по себе хрущевка ничего не значит, но в сочетании со своей незатейливой и трогательной инфраструктурой – детские площадки, скамейки для бабушек, столики для доминошников, хоккейные «коробки», голубятни, турники, расчерченный для «классиков» асфальт и много-много зелени – представляют собой неповторимый и бесконечно уютный мирок.
Эти хрущевки появлялись повсеместно. Началось с Москвы, с микрорайона Черемушки, – и с тех пор это название сделалось словом нарицательным. Не стали исключением ни крупные региональные центры, ни маленькие поселки городского типа. Туда пятиэтажки пришли с некоторым опозданием. К примеру, в подмосковном поселке Северный первая хрущевка была выстроена в 1964 году. Этот дом сразу прозвали «Новым». Радость была бесконечной – люди десятилетиями мечтали переехать из бараков в собственную квартиру. С ванной, индивидуальным теплым туалетом, телевизионной антенной и прочими достижениями цивилизациями. Особенным счастьем виделся мусоропровод.
Впрочем, предвестники хрущевок – первые каркасно-панельные дома – были построены в 1948 году, когда Никита Сергеевич еще трудился в должности первого секретаря ЦК украинской компартии. И в 1956–1958 годах рядом с деревней Черемушки стали появляться новенькие пяти-
этажные домики, начисто лишенные так называемых архитектурных излишеств. Их Никита Хрущев ненавидел.
А в августе 1958 года ЦК КПСС и Совмин СССР приняли совместное постановление «О развитии производства сборных железобетонных конструкций и деталей для строительства». Оно предусматривало сооружение на всей территории страны 402 заводов железобетонных изделий (в честь этих многочисленных ЖБИ почему-то модно было называть автобусные остановки).
Последняя советская хрущевка была сдана, когда СССР уже, что называется, дышал на ладан – в 1985 году. В то время вовсю уже строили «брежневки» – многоэтажные дома, отделанные голубым и желтым, с лифтами, более-менее просторными кухнями и холлами вместо узеньких коридорчиков.
Эксплуатационные характеристики хрущевок были и вправду незавидные – низкая звукоизоляция и теплоизоляция (зимой на окнах образовывался лед, снаружи и внутри), кухонька от 5 до 7 метров, часто смежные комнаты, совмещенные санузлы, отсутствие балконов. При подключении более-менее мощных электроприборов во всей квартире вырубался ток – перегорали предохранители в так называемых пробках.
Счастье новоселов тем не менее было беспредельным. Отдельная квартира в те времена ценилась высоко.

Жить «с раскрытыми ладонями»: Андрей Шаронов о том, что происходит с российской повесткой устойчивого развития
25 апреля 202413:37
Жить «с раскрытыми ладонями»: Андрей Шаронов о том, что происходит с российской повесткой устойчивого развития

Считается, что с уходом из России в 2022 году европейских флагманов сферы устойчивого развития перед отечественными корпорациями встал выбор: либо пойти своим путем, либо вообще остаться в стороне и не тратить ресурсы на популяризацию и внедрение в свою систему работы принципов устойчивого развития. Но, как объяснил нам один из идеологов движения, глава Национального ESG Альянса Андрей Шаронов, этого выбора нет, повестку национализировали по всем направлениям. Отечественное законодательство в этой сфере формировалось не одно десятилетие, оно очень обширно, особенно в области экологии и социальной ответственности. О перспективах направления государственный деятель рассказал в интервью корреспонденту «МП».