11 декабря 2017
Издается с 1957 года

«Столице необходим разумный баланс между интересами бизнеса и жителей»

Алексей Шапошников о законах, принятых столичными депутатами, и ответах на вызовы времени
Анна Семенова 8 августа 2017№28 57

Pic 1502890718

Столичные депутаты планируют продолжить работу над совершенствованием закона города о дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав граждан в ходе реновации жилищного фонда в Москве. «Все предложения, которые станут поступать от москвичей по мере реализации программы, парламентарии будут анализировать и в случае необходимости вносить изменения в закон. Это одно из наших приоритетных направлений работы», – считает председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников, с которым побеседовала корреспондент «МП».

 Алексей Валерьевич, одной из основных тем в весеннюю сессию стала реновация пятиэтажного жилого фонда Москвы. Принят городской закон о дополнительных гарантиях для москвичей, которые примут участие в программе. Как вы считаете, с законодательной точки зрения все вопросы решены?

– Прежде всего хочу отметить, что программа реновации не имеет аналогов в мире. Беспрецедентным является не только сам масштаб реновации, но и тот уровень вовлеченности граждан, которого удалось добиться при подготовке проекта городского закона. С уверенностью можно сказать, что мы получили взвешенный и продуманный документ, который учитывает мнения москвичей.

Главное, чего удалось добиться, – максимально полной защиты прав граждан. Двенадцать гарантий стали результатом диалога с горожанами. Мосгордума, принимая закон о дополнительных гарантиях, воспользовалась своим правом опережающего правового регулирования. Теперь все они нашли отражение и в федеральном законе, который 1 июля был подписан президентом РФ.

Кроме того, на последнем перед летним перерывом заседании МГД мы приняли изменения в закон об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи гражданам при реализации программы реновации. Так что теперь каждый участник программы сможет в случае необходимости обратиться за квалифицированной помощью.

 Каковы итоги прошедшей сессии Мосгордумы в целом?

– В весеннюю сессию Мосгордума провела 10 заседаний, на которых было рассмотрено больше 100 вопросов и принято 146 документов, включая 29 городских законов и 117 постановлений. Ключевой стала тема реновации. Нет сомнений в том, что этот мегапроект кардинально улучшит жизнь многих десятков тысяч москвичей. Но вместе с тем он придаст новый импульс развитию всей городской экономики, изменит городскую среду, а с ней и всю жизнь столицы.

 Алексей Валерьевич, удается ли депутатам оперативно реагировать на те преобразования, которые происходят в городской среде?

– Безусловно. Столичное законодательство, опираясь на стратегию развития города, старается эффективно отвечать вызовам времени. Это стало возможно благодаря той модели коммуникаций между органами власти и субъектами общественных отношений, которая создана в Москве.

Город должен отвечать запросам различных групп интересов в отношении качества городской среды, находя разумный баланс, основанный на консенсусе мнений и равномерном развитии городских территорий. И главное, на соответствии принятого решения действующему законодательству.

Надо отметить, что сегодня в целом правовая база Москвы сформирована, но есть моменты, требующие дополнительного правового регулирования. В большинстве случаев это связано с защитой прав москвичей, с созданием благоприятных условий для ведения бизнеса и привлечения инвестиций. И в правовой плоскости мы с этими задачами справляемся.

 Весной были приняты изменения в Генплан Москвы в части развития новых территорий. В чем их суть?

– Действительно, в марте были внесены изменения в Генеральный план города Москвы в части развития территорий ТиНАО. Этот многостраничный документ определяет социальное и экономическое развитие присоединенных территорий на 20 лет вперед. Главная его цель – повышение уровня жизни и качества городской среды. Основные акценты в Генплане сделаны на комплексное и полицентрическое развитие, новую транспортную, социальную инфраструктуру и сохранение экологии. Планируется создание объектов производственного назначения, инновационной инфраструктуры, промышленности и сельского хозяйства. Согласно плану, число новых рабочих мест к 2035 году на новых территориях может достичь 1 млн.

 Что вы можете сказать о судьбе федеральных законодательных инициатив, которые столичные депутаты направили в Госдуму в ходе весенней сессии?

– Одним из наших законопроектов предлагается законодательно закрепить понятия «устройства, имитирующие курение табака», «испарительные смеси» таким образом, чтобы они объединили никотиносодержащие и безникотиновые испарительные смеси, электронные сигареты, электронные кальяны, испарители, парогенераторы и др. Установить запрет на продажу несовершеннолетним устройств, имитирующих курение табака, и запретить их использование в общественных местах (на территориях и в помещениях образовательных, медицинских организаций, учреждений культуры, спорта, на воздушных судах, в общественном транспорте, на детских площадках и на рабочих местах), а также установить ограничения на их рекламу. Законопроект направлен в Комитет Госдумы по охране здоровья.

Также в госдуме работают над нашим предложением наделить органы государственной власти субъектов Российской Федерации правом устанавливать дополнительные ограничения розничной продажи отдельных видов алкогольной продукции.

 Какова реакция на инициативу московских депутатов, направленную на ужесточение ответственности за применение насилия в отношении медицинских работников?

– Федеральный парламент принял решение вернуть законопроект субъекту права законодательной инициативы для выполнения требований Конституции РФ и регламента Госдумы. Однако нижней палатой парламента обсуждаются другие аналогичные законодательные инициативы. Один из законопроектов 16 июня принят Госдумой в первом чтении.

Мы не настаиваем на принятии именно нашего закона. Наша цель – защитить медиков.

 Какие еще законопроекты, принятые Мосгордумой в весеннюю сессию, вы могли бы выделить?

– Потребности развития туризма и задачи, связанные с проведением крупных спортивных мероприятий в столице, проведение Кубка конфедераций и подготовка к чемпионату мира по футболу-2018 потребовали принятия законодательных мер, направленных на поддержку гостиничного бизнеса и строительства спортивных объектов. Мы внесли изменения в налоговое законодательство, предоставив существенные льготы хозяйствующим субъектам, чтобы они могли высвободить средства и направить их на развитие.

Гостиницы получили льготу по налогу на имущество. А организации – собственники крупных спортивных объектов, включающих футбольное или ледовое поле плюс трибуны для зрителей с вместимостью не менее 12 тысяч человек, – льготу по земельному налогу (фактически сейчас они платят всего 20% от суммы налога). Льготой смогли воспользоваться такие крупные спортивные объекты, как стадионы «ВТБ Арена» (Динамо), «ЦСКА» и «Лужники».

 Как реализуется проект «Парк Яуза», о котором мы неоднократно писали на страницах нашего издания?

– Прежде всего хочу поделиться радостной новостью – в этом году мы презентовали проект на Московском урбанистическом форуме. Теперь еще больше москвичей узнает о том, как преобразуется береговая линия вдоль Яузы. В этом году уже сделано немало. Ведутся работы на первых шести участках. При этом перед нами стоит задача не просто обустроить береговую зону, а сохранить Яузу как уникальную водную артерию, ее разнообразный природный ландшафт от МКАД до «Лосиного Острова». Кроме того, необходимо сохранить исторические и культурные места: Ростокинский акведук, Ионовскую церковь, Патриаршее подворье. Вдоль них будут проложены экскурсионные маршруты. Москвичи предлагают и другие интересные решения в дополнение к уже разработанной концепции – проект живет и развивается.

 

Эффективность семилетки транспортного строительства почувствовали все
  • 5 декабря, 00:37
  • Екатерина Шмелёва
Марат Хуснуллин о рекордных показателях развития Москвы, старте программы реновации и новых визитных карточках Москвы
  • 8 августа, 18:08
Строительство ТПУ позволит интегрировать все виды транспорта в единую систему и обеспечить комфорт пассажирам
  • 5 декабря, 10:50