«Новая Москва – не для сверхобеспеченных, а для самодостаточных людей»

«Новая Москва – не для сверхобеспеченных, а для самодостаточных людей»

«Новая Москва – не для сверхобеспеченных, а для самодостаточных людей»
«Новая Москва – не для сверхобеспеченных, а для самодостаточных людей»
Владимир Жидкин о строительстве комфортного жилья в экологичном окружении и создании новых рабочих мест

В результате благоприятной городской среды, комплексного подхода к условиям жизни и отдыха, созданию рабочих мест все больше людей стремятся стать жителями новой Москвы. Тем более что стоимость жилья там пока еще приемлемая. Об этом «МП» рассказал руководитель департамента развития новых территорий столицы Владимир Жидкин.

Владимир Федорович, недавно ряд экспертов пришли к выводу, что новостройки массового сегмента в ТиНАО, несмотря на большую удаленность от центра столицы, составляют серьезную конкуренцию аналогичным по классу проектам в «старой» Москве. Вы можете это подтвердить или опровергнуть?



– Безусловно, подтверждаю. Специалисты департамента и эксперты сходятся в том, что у населения сегодня гораздо больше причин для покупки жилья в ТиНАО, чем несколько лет назад. Во-первых, более низкая цена – раза в полтора, если учесть, что квадратный метр стоит от 80 до 110 тыс. рублей и даже до 120 тыс. в отдельных местах. А в Москве в среднем от 200 тыс. и выше.



Кроме того, у нас хорошая экология, половина территории – леса, которые сейчас очищаются, благоустраиваются, в них появляются парки. Я уже говорил, что в префектуре созданы специальные ГБИ, которые занимаются только лесами. Порядка 300 человек работают в ежедневном режиме. Лес преображается, мы надеемся, что постепенно полностью приведем его в порядок.



 А вы не слишком «окультурите» природу?



– Когда я захожу в лес в Московской области, то там даже 100 метров пройти невозможно, буреломом все завалено. Если не убираются больные деревья, то лес постепенно заражается и валится на корню. Благоустроенные и очищенные лесные массивы являются только положительным фактором для всего живого. Жилые комплексы рядом с лесами или даже внутри них – большая удача для тех, кто купит там себе квартиру.



 Жить в окружении природы в развитых странах мира могут себе позволить только очень обеспеченные люди. Новая Москва тоже грозит стать элитным районом или останется в массовом сегменте?



– Элитными могут стать отдельные поселки на территории, и они в небольших количествах строятся. Там отдельные жилые многоэтажные микрорайоны с высоким качеством отделки. Но пока я бы не сказал, что они сравнимы с жилыми домами на Остоженке – как по стоимости, так и по благоустройству. Наши ЖК элитными не назовешь, скорее, повышенной комфортности. При этом есть коттеджные поселки высокого класса, например, «Бельгийская деревня» – там дома по 1000 с лишним «квадратов». Но таких – одна сотая процента.



 Да и сама модель качественного образа жизни, которую вы сначала сформулировали, не была ведь предназначена для суперобеспеченных?



– В основном территория формируется для молодых людей, для жителей среднего достатка, которые могут купить себе небольшую квартиру, чтобы рядышком была необходимая инфраструктура – школа, детский сад, поликлиника, работа. Новая территория – она именно для таких: не суперобеспеченных, но самодостаточных молодых семей, которые хотят трудиться и жить в комфортных условиях.



Возьмите, к примеру, Южный поселок – двух-трехэтажные жилые дома, рядом лес, река, широкие улицы, мамы гуляют с колясками – райские условия для молодых семей, которые хотели бы жить не в центре Москвы, где кругом бетон и асфальт, а именно рядом с природой, в благоустроенных комплексах.



 Где к тому же меньше плотность населения, благоприятная городская среда?



– Действительно, сейчас плотность в ТиНАО раз в 60 меньше, чем в Москве, – 330 тыс. жителей на 145 тыс. га. А в Москве 12 млн жителей на 100 га. Мы растем, но даже к 35-му году общая плотность населения ТиНАО будет на порядок меньше, чем в Москве.



Но если город застроится одним жильем – это будут спальные районы, перекроются все транспортные артерии в сторону Москвы, перегрузятся магистрали, и идея полицентризма на этом закончится. Именно поэтому мы сейчас занимаем очень жесткую позицию. Мы не хотим строить город спальным, без мест приложения труда. Когда мы утверждали Правила землепользования и застройки, то в них предусмотрели больше объектов нежилого назначения, чем жилых зданий.



 Где сейчас больше всего рабочих мест? В строительной сфере?



– Нет, на потребительском рынке, он занимает 37% общего объема – 65 тыс. рабочих мест. А строительных профессий – треть от потребительского рынка.



 Какие тенденции по соотношению вакансий?



– Мы ежегодно следим, чтобы структуры занятости приводились к пропорциям, которые наиболее эффективны с точки зрения получения налогов в бюджет. Только в IT-технологиях сейчас около 15 тыс. мест. Мы за эти пять лет построили 50 объектов образования и медицины на 300 тыс. человек, их надо обеспечить сотрудниками.



 Как изменяется транспортный каркас территории?



– Буквально на прошлой неделе на штабе у мера Москвы Сергея Собянина была пересмотрена программа дорожного строительства: объем строительства дорог увеличивается до 250 км к 21-му году (раньше мы планировали ввести 200 км). Формируется транспортная сеть первой урбанистической зоны, которая доходит почти до Троицка, соединяя между собой по радиальным магистралям как основные дороги – Калужское, Киевское, Боровское шоссе, так и Курско-Киевское направление. Получается связанная сеть, по которой можно будет добраться и до метро, и до «железки», и по самим этим дорогам быстро доехать в любой населенный пункт. И главное, как только появляются новые дороги – тут же появляются новые маршруты общественного транспорта.



Одно из самых больших достижений – метро. Через год-другой в Коммунарке будет метро, представляете? Вот если бы пять лет назад кому-то сказали, что в Коммунарку придет метро, человек бы долго улыбался и думал – что за фантазия, это же не Тушино, это же деревня какая-то! И вот реальность: Сокольническая линия продлится от Саларьева до Коммунарки. При этом сейчас проектируется и другая ветка метро – от ТПК до Троицка.



 Проекту исполнилось 5 лет. Вы наверняка оцениваете всё, что уже сделано. Есть какое-то направление, где вы можете сказать, что, к сожалению, что-то пошло не так?



– По поводу «не так» ничего сказать не могу, а вот что нужно усиливать работу по созданию рабочих мест – это правда. Соцобъекты мы строим сейчас в динамике, которая обеспечивает весь дефицит, дороги мы строим тоже по намеченному плану, а теперь и опережаем его, так как мэр Москвы Сергей Собянин принял решение добавить дополнительно 50 млрд рублей в наш департамент на строительство дорог на новой территории в ближайшие четыре года.



В целом наш «город в городе» развивается комплексно. И инженерные системы строятся, и магистральные сети. Недаром в прошлом месяце дополнительно выделили средства для централизованной системы водоснабжения и канализации. Да, создаются рабочие места, но учитывая, что это все-таки основной драйвер, основная сфера, которая генерит налоги для города, надо создание рабочих мест форсировать.



 А в чем вы сегодня опережаете мир?



– В темпах транспортного строительства. По скорости, динамике строительства транспортных систем сегодня мир опережаем, кроме, пожалуй, китайцев.



Думаю, если говорить об экологическом каркасе новой Москвы, то здесь мы тоже в топе самых крупных городов. Также опережаем по строительству социальных учреждений. Кто строит сегодня по 50 социальных объектов за пять лет? Где есть такие темпы?



 И где будет столько общественных пространств, парков?



– Это правда, за пять лет построено 14 парков. Есть крупные, средние муниципальные парки, построенные из внебюджетных источников. Планируем создать около 90 парков до 35-го года, под них предусмотрено 12 тыс. га. Все будет зависеть от активности в этом проекте инвесторов, муниципалитетов. Я думаю, эта цифра будет выше – у города есть громадный ресурс зеленых территорий.



 «Парк героев» и «Глория-парк» на какой стадии сегодня?



– Сейчас они проектируются, потому что не так давно были разыграны тендеры. Кроме того, эти парки очень большие – по 150 га каждый. Начало их строительства можно ожидать в 2018 году. Первая очередь будет введена уже через пару лет.



 Отдыхать-то вам удается? Лето все-таки.



– Мало времени, конечно, для отдыха, но находим. Предпочитаю отдыхать на природе – лес, прогулки, верховая езда. Из-за плотного графика конным спортом занимаюсь где получается, например, на Новой Риге есть хороший конный комплекс, в Красногорском районе – все зависит от того, в каком месте окажется вдруг свободный час. Благо сегодня для этого предоставлены все возможности.