24 октября 2017
Издается с 1957 года

Круглый год

60 лет назад замкнулась Кольцевая линия московского метро
Андрей Мирошкин 1 апреля 2014№12 107

Pic 1396342266

Нынешней весной исполнилось 60 лет со времени завершения строительства Кольцевой линии Московского метрополитена. Последний ее участок, от «Белорусской» до «Парка культуры», был открыт для пассажиров в середине марта 1954 года. Крупнейший столичный транспортный проект послевоенного десятилетия задумали еще в 30-е годы. Но реализация его проходила не столь гладко, как предполагалось.

Триумф на каждой станции

Радиально-концентрическая структура Москвы сама подсказала метростроителям необходимость создания Кольцевой линии. Ее предварительные эскизы можно увидеть на самых ранних перспективных схемах метро. Так, на схеме 1931 года, опубликованной в газете «Известия», пунктиром показана возможная трасса будущей линии, целиком совпадающая с Садовым кольцом. В Большой советской энциклопедии 1938 года напечатана довольно любопытная карта развития Московского метрополитена: на ней Кольцевая идет вдоль бывшего Камер-Коллежского вала. Впоследствии и эту схему скорректировали.
В конце 30-х всем стало понятно, что центральные пересадочные узлы не выдержат нарастающего пассажиропотока. Проект Кольцевой линии в ее сегодняшнем виде появился перед самой войной. Линия длиной 19,4 км должна была пройти на юге под Садовым кольцом, а на севере отклониться от него примерно на километр. К строительству первого участка «Парк культуры» – «Курская» приступили в 1944 году.
Инженерно-проходческие работы были в разгаре, а концепция архитектурного и художественного оформления станций дорабатывалась с учетом общественно-политических реалий. В итоге решено было отразить в облике Кольцевой линии триумф советского народа в Великой Отечественной войне и устремленность в мирное будущее. «Все наземные вестибюли строились как Триумфальные арки, как парадные ворота в подземные дворцы, архитектура была насквозь пронизана темой Победы. Сталин упоминался в оформлении как главный полководец, олицетворение Победы в войне, символ светлого будущего», – пишет историк метро Александр Зиновьев. Первоначально Кольцевую линию предполагалось завершить к 1948 году, но из-за тяжелой экономической ситуации работа несколько затянулась. Движение по кольцу открывали в три этапа, начиная с 1950 года. Часть художественного оформления доделывали уже после официального открытия станций.

Вокзалы на связи

Кольцевая линия метро – один из главных строительных проектов послевоенного десятилетия в стране. По масштабу и политической значимости его можно приравнять к возведению высотных зданий, реконструкции ряда магистральных улиц, обновлению ВСХВ. Кольцевая линия произвела в Москве такую же транспортную революцию, как и Окружная железная дорога, построенная в начале ХХ века. Открытие обоих колец в свое время разгрузило улицы от избытка транспорта.
Кольцевую линию можно назвать самой стабильной линией московского метро: за шесть десятилетий количество станций на ней не изменилось. Правда, некоторые были переименованы. В 1961 году станция «Серпуховская» стала «Добрынинской», «Калужская» – «Октябрьской», а «Ботанический сад» в 1966 году переименовали в «Проспект Мира». Название станции «Парк культуры и отдыха имени Горького» в 1980 году укоротили, чтобы его проще было переводить на английский язык – город готовился к наплыву туристов.
В 1954 году пересадочными были только шесть кольцевых станций, но постепенно пересадки появились и на других шести. Дольше всех «держалась» «Новослободская» – до 1992 года. У Кольцевой линии традиционно очень высокий пассажиропоток. Она и строилась для обеспечения кратчайшей связи между железнодорожными вокзалами.

Как в храме

Станции на этой линии образуют великолепный архитектурно-художественный ансамбль. Со дня открытия Кольцевая линия поражает пассажиров красотой: здесь смонтировано 700 люстр и светильников, при облицовке залов использовано около 50 000 кв. метров мрамора и гранита различных сортов, привезенных из многих регионов СССР. Над созданием этого ансамбля работали выдающиеся архитекторы, инженеры, скульпторы, художники. Во всем мире известны мозаики на «Новослободской», мягко подсвеченные изнутри пилонов, или светлый и величественный подземный зал «Октябрьской», спроектированный по канонам храмовой архитектуры.
Станции Кольцевой линии 1950-х по сравнению со своими предшественниками 30–40-х годов, выглядят заметно роскошнее и просторнее. К примеру, на них сооружены наклонные ходы увеличенного диаметра, позволившие установить четыре эскалатора вместо трех. Авторы четырех станций этой линии – «Калужской», «Курской», «Комсомольской», «Белорусской» – были отмечены Сталинской премией по архитектуре.
Наземные павильоны были призваны играть значительную градостроительную и стилеобразующую роль. Они изменили облик площадей и улиц, стали архитектурными доминантами своих районов. Авторы станций учитывали при работе исторические традиции. Так, архитектор Игорь Рожин в облике павильона «Парка культуры» использовал мотивы близлежащих Провиантских складов. Леонид Павлов, автор «Добрынинской», вспоминал позже, что при работе вдохновлялся обликом храма Покрова на Нерли во Владимирской области. Для мозаик станции «Комсомольская» Павел Корин выполнил эскизы в стиле древних фресок Киева. «Курскую» проектировал Григорий Захаров – ученик Ивана Жолтовского и тоже классик до мозга костей: недаром вход на эту станцию напоминает эрудитам главный храм Эрехтейон в Афинах. В оформлении «Белорусской» и «Киевской» использовались национальные орнаменты этих славянских народов.

Слишком много Сталина

Отдельная и весьма специфическая тема – утраты Кольцевой линии. Многие станции столичной подземки теряли свои первоначальные черты из-за строительства переходов и новых выходов на поверхность. Но потери Кольцевой оказались особенно многочисленными еще и потому, что эта линия при создании была перегружена изображениями Сталина. Скульптурные и мозаичные порт-реты, цитаты из статей и речей – шесть десятилетий назад Кольцевая напоминала огромный мемориал «вождя народов». Но вскоре после ее открытия в стране начались политические перемены. Из метрополитена изгонялись все изображения и упоминания Сталина и его наиболее одиозных сподвижников (еще в 1953-м Корин заретушировал портрет Берии на своде «Комсомольской»). На каждой станции было демонтировано что-либо, напоминающее о временах культа личности. Где-то снимали со стены скромных размеров барельеф, а где-то ломали многофигурную скульптурную композицию «Сталин и молодежь». Доходило даже до курьезов: изображение опального генералиссимуса в центре панно на «Добрынинской» в спешке заменили портретом… Юрия Гагарина. Получалось, что москвичи уже в 1950 году приветствовали на Красной площади первого космонавта.
Но даже с учетом локальных утрат и не всегда продуманных реконструкций Кольцевая линия во всем ее комплексе остается выдающимся сооружением, где соединились архитектура, инженерно-транспортное дело и художественные достижения. Но сегодняшней Москве кольца уже стало недостаточно: город ведет строительство нового пересадочного контура.

Проект бюджета столицы на 2018–2020 годы сформирован с учетом восстановления роста экономики и увеличения доходов населения
  • 17 октября, 11:33
  • Виктор Дмитриев
За месяц «Зарядье» оценили миллион посетителей
  • 10 октября, 02:21
  • Светлана Баева
Марат Хуснуллин о рекордных показателях развития Москвы, старте программы реновации и новых визитных карточках Москвы
  • 8 августа, 18:08