24 июля 2016
Издается с 1957 года

«Судьбу набережных решит архитектурный конкурс»

Александра Сытникова о том, как идет работа над новым Генпланом

Pic 1395724385

Существующий Генеральный план столицы не просто устарел, а содержит положения, которые сегодня невозможно реализовать. Актуализированный Генплан Москвы с учетом присоединенных территорий появится в 2015 году. Задача разработчиков – подготовить такой документ, который в ближайшие годы сделает город более комфортным для жизни. О работе над документом корреспондент «Московской перспективы» Евгений Калинин беседовал с начальником управления Генерального плана города Москвы Александрой Сытниковой.

Сегодня столица разрабатывает мастер-план и Генеральный план. В чем различия между этими документами?

– По сути, мастер-план и Генплан – один и тот же документ, одно и то же понятие. В нашем случае под мастер-планом мы подразумеваем объемно-пространственную стратегию развития города. Это несколько шире, чем привычный для нас Генплан. Мастер-план в большей степени учитывает вопросы социально-экономического развития столицы, касающиеся научно-исследовательских проработок. Это документы, которые станут обосновывающими материалами к утверждаемой части Генплана. Мы изучили мировой опыт крупных городов и выяснили, что единой структуры разработки мастер-планов не существует.

Нынешний Генплан очень крепкий, мы активно используем его наработки. Просто в какой-то момент Москва сильно выросла – «лопнула» в южном направлении. Ее территория стала огромной, поэтому мы должны учесть все новые факторы и внести в существующий Генплан серьезные изменения. Сюда же входит и увязка дорожно-транспортных систем с областью, и учет опережающих темпов развития столичного метро. Также мы планируем уделить особое внимание общественным пешеходным и озелененным территориям.

Это как раз и есть те отличительные элементы, позволявшие первое время называть Генплан мастер-планом. Теперь мы уходим от этого понятия, поскольку такого официального термина в принципе нет и юридически вводить его не имеет смысла.

Каков круг вопросов, которые необходимо учесть в составе измененного Генплана?

– Одной из основных целей Генерального плана станет разработка полицентричной структуры города. Здесь я хотела бы выделить территории приоритетного развития – так называемые точки роста, что раньше никогда не делалось. Точки роста помогут нам снять нагрузку с центра города, обозначив новые зоны активности и на периферии, и на присоединенных территориях.

В границах старой Москвы к этим зонам можно смело отнести ЗИЛ. Это яркий пример активно развивающейся территории. В городе существует большое количество промышленных и производственных зон разного масштаба, которые тоже будут изучаться с целью их перспективного развития. Например, в ближайшее время будет подготовлена концепция развития Южного порта.

Аналогичным образом в свое время пытались реконструировать грузовой Филевский порт, чтобы завозить все необходимое в «Москва-Сити» по реке. Однако идея, кажется, застопорилась.

– Она оказалась нерентабельной и потихоньку сошла на нет. Кстати, сейчас идет активная работа по формированию концепции «Большого Сити» площадью порядка тысячи гектаров. С этой целью территории, окружающие ММДЦ, очистят от производственных предприятий. Принимаемые меры помогут к тому же решить транспортные проблемы в этой точке активности.

Какие еще в Москве наиболее перспективные точки роста?

– Это международный финансовый центр в Рублево-Архангельском. Продолжается международный конкурс концепций развития этой территории. Чтобы получить действительно эффективный результат, здесь предстоит выполнить большой объем работ. Конечно, Сколково, которое сегодня активно развивается. Причем Рублево-Архангельское и Сколково я не отношу в классическом понимании к новым территориям. Новой Москвой я считаю территории южного направления. Здесь также определены 12 центров развития.

На территории Москвы в границах МКАД осуществляется большая и интересная работа. Например, создается концепция развития набережных. Рассматривается порядка 10 тысяч га территории. Мы выявляем их потенциал, который, на наш взгляд, используется весьма слабо. С этой целью мы объехали и изучили все набережные Москвы-реки. Я, например, была поражена тем, что в Нагатинской пойме на набережной сгрудились ржавые, списанные суда. Данную территорию необходимо расчищать. Сейчас мы анализируем состояние набережных и по результатам работы – где-то к июню – сформируем техзадание, которое ляжет в основу архитектурного конкурса. Это будет международное мероприятие с привлечением крупных российских и зарубежных экспертов.

Когда вы планируете закончить исследования таких территорий?

– Надеемся, что к ноябрю будем иметь общую концепцию развития территорий – некий свод рекомендаций, который разошлем всем органам исполнительной власти. Они будут ориентироваться на данный документ при принятии управленческих решений и в части благо-устройства территорий, и в части организации автомобильного движения.

Какие еще исследования необходимо осуществить в ближайшее время?

– У Москвы имеется большой железнодорожный каркас, вокруг которого много деструктивных территорий. Все промзоны, кстати, «сидят» на этом каркасе. Проводя тщательный анализ, мы будем выявлять зоны с высоким потенциалом развития и заниматься ими. Это поможет серьезно разгрузить центр города, сняв маятниковое перемещение людей из дома на работу и обратно.

Для предотвращения автомобильных заторов, по мнению специалистов, нужно увеличить площадь основных магистралей практически втрое. За счет чего это будет делаться?

– Просто увеличивая полосность автотрасс, мы не получаем гарантии того, что их разгружаем. Дело в том, что повышая пропускную способность наших дорог, мы на самом деле привлекаем в город еще больше автомобилей. Поэтому большое внимание в новом Генплане будет уделено развитию городского общественного транспорта.

Похожая проблема в равной степени касается и жилья. Чем больше мы строим в городе квартир на продажу, тем больше привлекаем людей из регионов, желающих купить жилье. Те, в свою очередь, приезжают к нам со своими автомобилями, увеличивая и без того катастрофически возросшее число машин.

Правила землепользования и застройки наравне с Генпланом имеют статус закона, определяя правовой режим использования любого земельного участка в городе. Однако новый Генплан пока в разработке, а измененные ПЗЗ по закону должны приниматься после утверждения Генплана. На чем в таком случае основывается сегодняшняя градостроительная деятельность?

– Мы руководствуемся той документацией, которая имеется в наличии. Для тех, кто не в курсе: Генплан 2010 года никто никогда не отменял. Это наш основной документ. К тому же существуют проекты планировки территории. Если мы рассматриваем какой-то конкретный участок, то сначала изучаем, попадает ли он в проект планировки. Далее смотрим наличие выданного ГПЗУ, который утвержден постановлением правительства Москвы, режимы и регламенты на рассматриваемые территории. Это и есть те самые регламентирующие документы, заменяющие ПЗЗ. Естественно, принятие ПЗЗ серьезно облегчит нашу работу. Правила защитят территории от использования не по назначению, дадут гарантию инвесторам, которые придут на эту землю.

Новый Генплан создается на основе предложений участников международного конкурса на разработку концепции развития Московской агломерации. Как идея воплощается в жизнь?

– Победители конкурса на агломерацию будут привлечены в качестве консультантов по работе над Генеральным планом. Генеральный план как документ имеет множество подразделов, иностранцы выступят в качестве консультантов и экспертов по каждому из них. Это будет наша совместная разработка структурно сложного документа.

На сколько лет будет рассчитан современный Генплан?

– Его ключевые показатели закладываются до 2035 года, а горизонт перспективного планирования расширен до 2065-го. Для любого документа подобного уровня чем дальше горизонт планирования, тем лучше – и документ становится устойчивее и качественнее, и город спокойнее развивается.

Территория Москвы и присоединенные земли сильно разнятся в своем развитии?

– Это два разных, но взаимоувязанных между собой города с разными типами застройки и принципами развития территорий. Как они будут сосуществовать друг с другом, насколько выгодным будет их симбиоз – нам и нужно продумать.

Московская область в плане развития жилья и дорожно-транс-портной системы не будет вас подпирать?

– Область подпирает нас всегда. Это такой сосед, который постоянно держит нас в тонусе. Кстати, область разрабатывает свою Схему территориального планирования. Работа эта будет завершена следом за нами, поэтому у нас не будет возможности полностью синхронизировать все документы с областью. Тем не менее в процессе работы мы увязываем с ними многие вопросы.

После утверждения Генплана каких перемен вы ожидаете в первую очередь?

– Разработка и утверждение крепкого Генплана – это только вершина айсберга. Необходима слаженная работа всех подразделений правительства Москвы для успешной реализации тезисов и принципов, которые будут зафиксированы в документе. Я ожидаю качественной командной работы моих коллег по реализации всех разделов утвержденного документа.

Регистрировать новорожденных начали во всех МФЦ столицы
  • 21 июля, 16:25
  • Анна Ширяева
Минстрой прогнозирует снижение ставок по ипотечному кредитованию
  • 19 июля, 17:04
  • Варвара Плотникова
Столица реализует большую программу по строительству внеуличных переходов
  • 19 июля, 15:04
  • Сергей Чаев