25 ноября 2017
Издается с 1957 года

Город без разбитых окон

Почему мегаполис, ориентированный на комфорт и безопасность граждан, выгоден и бизнесу
Дарья Быстрова29 апреля 2017№16 213

Pic 1493047047

Существует известная теория разбитых окон: если кто-то разбил стекло в доме и никто не вставил новое, вскоре и остальные окна будут разбиты, дом придет в упадок, начнется мародерство. Беспорядок автоматически провоцирует окружающих нарушать правила. И, напротив, в благоустроенных и комфортных городских кварталах хулиганство и преступность снижаются. Впрочем, безопасность – лишь одна из составляющих города, в котором хочется жить, а именно за привлечение образованных и активных граждан бьются сегодня все мировые мегаполисы, включая Москву.

Выступая в марте в Федеральном собрании, мэр Москвы Сергей Собянин напомнил, что сегодня города конкурируют уже не за заводы и фабрики, а за людей – так называемый человеческий капитал. Именно интеллектуальный труд двигает в наше время экономику.
В последнее десятилетие динамика миграции экономически активного населения между крупнейшими мегаполисами выросла в разы. Сегодня, по словам мэра, такие города, как Сингапур, Гонконг, Лондон, на 40% состоят из экспатов – выходцев из других регионов. «Когда говорят о том, как это плохо, что население в России концентрируется в Москве, статистика говорит об обратном: из России каждый год уезжают около 200 тысяч человек, а в Москву перебираются из других регионов около 10 тысяч. То есть мы должны бороться не за то, чтобы не ехали в Москву, а за то, чтобы не уезжала из России наиболее активная часть населения», – сказал Сергей Собянин.
«Помимо того что растет население, происходит и концентрация экономики в крупных городах. Если в 600 мегаполисах мира производилось еще не так давно порядка 25% ВВП, сегодня уже почти половина валового продукта приходится на крупные города, а в ближайшие годы там будет производиться уже около 60% ВВП. О чем это говорит? Если мы в России замедлим темпы урбанизации и развития крупных городов, то просто будем отставать от динамики экономики ведущих стран мира», – уверен мэр.
Да, население продолжает концентрироваться в городах. И именно там происходит бурное развитие экономики. Причем в первую очередь за счет интеллектуального труда. То есть городские администрации заинтересованы в привлечении не просто приезжих, а приезжих с мозгами. А люди с мозгами, как правило, имеют выбор, где им жить и работать, а потому выбирают место приложения сил не только в надежде хорошо заработать, но и чтобы получить достойный уровень жизни. Они хотят жить и зарабатывать в безопасном и комфортном городе.
«Главным преимуществом крупных городов, – напомнил мэр сенаторам, – является концентрация множества отраслей, их интеграция, синергия развития. Как результат – опережающее развитие транспортной инфраструктуры, создание качественной городской среды и так далее... Но мегаполис не может развиваться сам по себе. Если не работать над инфраструктурой, комфортной средой, то вместо экономического развития мы получим деградацию, отставание, социальные, экономические и политические проблемы».
Поэтому, по словам Собянина, в Москве реализуется целый ряд ключевых программ, направленных на создание комфортной городской среды, развитие транспорта, инфраструктуры, сферы услуг, образования, здравоохранения и так далее.
С мэром здесь трудно не согласиться. Недавно в Москве удалось спасти 27 пострадавших из горящего дома, включая младенца, получившего серьезные ожоги, благодаря быстрой и слаженной работе спасателей и возможности стремительно доставить самых тяжелых пациентов на медицинском вертолете в институт Склифосовского. Если бы это несчастье произошло в каком-нибудь отдаленном провинциальном городе, ребенок и другие пострадавшие в огне могли бы погибнуть. И это не менее важный критерий для тех, кто выбирает большие города, для жизни, а не для возможности посещать самые известные театры и музеи.
Все последние годы в Москве активно строятся дороги, метро, развиваются пригороды, огромные объемы инвестиций – около 300 млрд – каждый год вкладывает Москва в транспортную инфраструктуру. И это, как считает мэр, не роскошь, а абсолютная необходимость: «Необходимость в силу того, что чем меньше времени человек проводит в дороге на работу и обратно, на учебу, тем выше его экономический потенциал, производительность труда, тем лучше работает экономика, тем лучше чувствует себя сам человек, получая дополнительные часы на досуг».
Не менее важные критерии – комфорт и безопасность. Город, чтобы в нем хотелось жить, должен быть живым. Таким, в котором архитектура, оформление улиц, ландшафт работают на сближение людей, снятие границ в общении, самореализации, общение с семьей, соседями, друзьями. Создание пешеходных зон, развитие парков и благоустройство дворов, широкое разнообразие функций использования территории – все работает на эту задачу. Как говорил гость одного из московских урбанистических форумов, мэр Боготы Энрике Пеньялоса: «Чтобы быть счастливыми, нужно ходить. Прекрасный город – где прогулка доставляет человеку удовольствие. Где торговые центры не заменяют общественное пространство. Есть возможность поиграть, посмотреть город, поговорить о бизнесе, поцеловаться».
Но при этом город должен быть и безопасным – как днем, так и по ночам. Это и безопасность работы общественного транспорта в ночное время, и освещение улиц и дворов, и физическая безопасность парков, зон отдыха в городе в любое время суток. Когда люди начинают «жить» в нем даже ночью, город становится комфортным и по-домашнему мягким. По словам того же Энрике Пеньялоса: «Каждой деталью город должен отражать, что его жители священны. Если в городе ребенок на велосипеде может проехать с одного конца на другой, то ваш город действительно безопасный».
Причем благоустройство городских территорий работает на безопасность не меньше, чем видеокамеры и полицейские наряды. В свое время Рудольф Джулиани, став в 1994 году мэром Нью-Йорка, решил использовать теорию «разбитых окон» на практике. Вместе с новым комиссаром нью-йоркской полиции они объявили борьбу с такими мелкими нарушениями, как граффити и безбилетники в метро, попрошайничество, хулиганство, драки и т.д. Несмотря на критику и насмешки, Джулиани последовательно боролся с «разбитыми окнами». В результате количество преступлений в городе сократилось с 2200 до 1000 в год, а жители города получили более чистый и безопасный город, а также уверенность в способности полиции справляться не только с мелкими правонарушениями, но и с тяжелыми преступлениями.
При этом безопасный и комфортный город выгоден не только для жителей, но и для бизнеса. «Очень часто мне задают вопрос, зачем вы это делаете? В стране кризис, проблемы, а вы начинаете благоустраивать улицы, реконструировать фасады домов, освещение, – поделился мэр с сенаторами. – Я должен сказать, что каждый рубль, вложенный в благоустройство, возвращается в экономику. Одни только доходы от туризма в городе составляют около 400 млрд рублей. Сама комфортная среда создает притяжение людей к городу, позволяет ему успешно конкурировать с другими мегаполисами мира».
То же самое касается образования и здравоохранения, которые работают не только на москвичей, но и на всю страну. В федеральных клиниках, которые расположены в Москве, более 50% иногородних пациентов со всех регионов. Да и в городских клиниках пациентов из других регионов от 20 до 25%.
Впрочем, не только этим делится столица с регионами. Утверждение, что вся Россия кормит столицу, уже давно устарело. Сегодня экономика Москвы , по словам Собянина, растет быстрее, чем экономика страны в целом: «Москва является крупнейшим рынком сбыта для регионов, потребляя около 3 трлн рублей в год. Москва обеспечивает рабочими местами примерно 2,5 млн жителей других регионов. Москва является локомотивом экономического роста. За последние 20 лет средние темпы роста экономики в столице были примерно на 15% выше, чем в среднем по России. При этом экономика Москвы растет за счет инноваций, сектора услуг, финансов и других подобных отраслей. Если город не будет развивать эти сектора, то соответствующие инвестиции уйдут, скорее всего, не в другие регионы, а просто за рубеж. И из этого можно сделать вывод: если мы будем выравнивать развитие регионов за счет торможения развития больших городов, то мы получим в целом снижение темпов развития страны. Проиграют в результате все».

Владимир Путин дал старт новому масштабному транспортному проекту в столице
  • 20 ноября, 23:06
  • Елена Егоршина
Марат Хуснуллин о рекордных показателях развития Москвы, старте программы реновации и новых визитных карточках Москвы
  • 8 августа, 18:08
Антон Борисенко о стандартах жилья, потребностях покупателей и острой конкуренции за их внимание
  • 24 ноября, 21:15