Памятники валятся на суды

Памятники валятся на суды

Памятники валятся на суды
Памятники валятся на суды
В прошлом году к их владельцам было подано 30 исков

Департамент культурного наследия Москвы подвел судебные итоги прошлого года. Владельцы ряда исторических объектов халатно отнеслись к своей собственности. В результате вместо уникальных зданий – разрушающиеся памятники, обвалившаяся штукатурка, выпадающие кирпичи. Всего в 2016 году Мосгорнаследие подало 30 исковых заявлений, в которых шла речь и о приведении объектов в порядок, и об их изъятии, и о сносе самостроя.

«За 2016 год сотрудники Мосгорнаследия представляли интересы ведомства и правительства Москвы в 864 судебных заседаниях по 283 делам. Всего судами в 2016 году в пользу Мосгорнаследия принято 35 решений. Также Мосгорнаследие возбудило 286 дел об административных правонарушениях, из них по 210 делам вынесены постановления о привлечении к административной ответственности и назначено штрафов на общую сумму 28 394 000 руб.», – рассказал руководитель департамента культурного наследия Москвы Алексей Емельянов.
Например, в прошлом году у нерадивых собственников был изъят «Дом священника храма апп. Петра и Павла в Петровско-Разумовском», построенный в 1860-е годы, который использовался как склад.
«Оконные проемы первого этажа заколочены фанерой, наблюдается структурное разрушение древесины и поражение ее грибком, а архитектурно-конструктивные элементы частично в аварийном состоянии» – описывали дом в 2013 году. Во время проверок были выявлены и объекты самостроя – железобетонная пристройка и капитальный подвал. Владельца ЗАО «АДАПТ-ИНВЕСТ» тогда оштрафовали на 200 тысяч рублей. В прошлом году Арбитражный суд удовлетворил иск Мосгорнаследия об изъятии объекта.
Еще один совсем печальный пример – «Дом деревянный, кон. XIX – нач. XX в.», расположенный по адресу 2-й Выше-
славцев пер., д. 3. Еще 2,5 года назад это была добротная деревянная изба с красивыми резными наличниками. В сентябре 2014 года дом превратился в груду мусора – собственник попросту снес его. Удобная площадка внутри ТТК рядом с синагогой в Марьиной Роще, Дворцом культуры МИИТ – наверное, собственнику хотелось чего-то более прибыльного, нежели уникальный, редчайший сохранившийся образец застройки Марьиной Рощи начала XX века. Останкинский суд удовлетворил исковые требования Мосгорнаследия к собственнику – частному лицу – о восстановлении исторического дома. К сожалению, его теперь вряд ли можно будет считать сохранившимся. Но, как пояснили в Мосгорнаследии, исторический вид памятника должен быть восстановлен в реставрационном режиме, чтобы у потенциальных нарушителей не создавалось иллюзии того, что памятник можно снести.
В конце прошлого года Арбитражный суд Москвы удовлетворил исковые требования Мосгорнаследия к ФГУП «ФТ-центр» об обязании провести работы по сохранению объекта культурного наследия «Палаты XVII века», расположенного на Кожевнической улице, д. 22. Сейчас палаты смотрятся неприглядно – грязные, с пустыми оконными проемами и выпадающими кирпичами, кажется, что это не историческое здание, а какой-то барак. О том, что их срочно нужно спасать, «Архнадзор» сообщал еще в декабре 2014 года: «Из-за полного безразличия собственника состояние древнего здания в центре Москвы остро аварийное. В 2002 году Министерство культуры признало эти палаты объектом культурного наследия федерального значения». Были опасения, что здание не переживет зиму. Но не факт, что спустя более двух лет ситуация быстро изменится. «Если суд обязывает собственника провести реставрацию, он готовит проект, согласовывает его с нами, потом начинаются работы», – пояснили схему в Мосгорнаследии. В ведомстве сказали, что судьбу памятников отслеживают. Правда, отношение собственника вызывает сомнения. Владелец – ФГУП «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий», подведомственное Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (Росимущество). В сентябре 2015 года, как следует из материалов, размещенных на сайте ФГУП «ФТ-центр», был объявлен аукцион на 5-летнюю аренду палат. За разрушающийся памятник просили 2,1 млн рублей в год. Аукцион, правда, не состоялся из-за отсутствия заявок.
Арбитражный суд Москвы обязал ООО «Проектное бюро Промстройпроект» провести реставрацию объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом И.В. Целибеева – М.А. Арсентьева, 1789 г., 1802 г., 1835 г., 1892 г.», расположенного на Раушской набережной. «Это единственная сохранившаяся историческая постройка на участке набережной от Большого Устьинского моста до Московской городской электростанции (МГЭС-1; «Раушская»)», – сказал Емельянов.
Как отметили в Мосгорнаследии, собственники часто пытаются избежать исполнения предписания органа охраны путем обжалования постановлений о привлечении к административной ответственности. Более половины дел были возбуждены по факту повторного неисполнения своих обязательств. При этом пока владелец исторического объекта медлит, последний разрушается.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Константин Чаморовский,
координатор общественного движения «Архнадзор»:

«Архнадзор» ведет «Красную книгу» памятников архитектуры, которым грозит уничтожение. Часть объектов, попавших в нее, находятся в запустении. Собственники или пользователи, а ими могут быть и компании, и частные лица, и государство, зачастую не поддерживают доставшиеся им здания в надлежащем состоянии. Яркий пример – известные «Палаты Анны Монс», которые до последнего времени принадлежали агентству «Роскосмос». Еще в советские годы заводской корпус закрыл памятник от глаз прохожих, и с тех пор его мало кто видел. А между тем из-за безразличия «Роскосмоса» дом приходил в аварийное состояние. В конце прошлого года палаты наконец-то были переданы Агентству по управлению и использованию памятников истории и культуры при Минкультуры РФ (АУИПИК). Появилась надежда, что им найдут нового владельца и обеспечат реставрацию.
Безусловно, правильно, что Мосгорнаследие ведет процессы, чтобы воздействовать на нерадивых собственников. Однако сам инструмент воздействия зачастую несовершенен. Все эти процессы – административные, в большинстве случаев речь идет лишь о штрафах, и далеко не всегда крупных. Хотя многократные штрафы могут оказаться действенными, не говоря уже о такой мере, как изъятие здания. Но ведь есть статья и в Уголовном кодексе – «Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия». Однако в Москве, в обозримом прошлом, она применялась лишь один раз. Дело было возбуждено за снос дома-кузницы в Оружейном переулке. Непонятно, например, почему не зашла речь об уголовном преследовании после сноса в 2014 году дома во 2-м Вышеславцевом переулке.
Порой проводимые собственником работы оказываются для здания не менее вредоносными, чем его пребывание в запустении. Например, дом «Сокол» на Кузнецком Мосту. В нем из года в год продолжаются ремонтные работы, постепенно уничтожающие те подлинные детали, которые мы так любим в московском модерне. Этот «ползучий» ремонт уже уничтожил большую часть подлинных рам, ворота, кованые козырьки и многие другие детали. Одна из последних утрат – замена великолепных рам на парадной лестнице на пластиковые стеклопакеты.

Теги: #