Фастфуд хочет в подземку

Фастфуд хочет в подземку

Фастфуд хочет в подземку
Фастфуд хочет  в подземку
Городские власти предлагают бизнесу спуститься в метро

Московский метрополитен выставил на аукцион два крупных лота – киоски и павильоны, расположенные в подуличных переходах различный станций. Один лот включает в себя 127 объектов площадью 3,3–10 кв. метров. Во втором есть крупный объект – павильон площадью 113 кв. метров. Торги состоятся в феврале. Также в феврале будут выставлены на торги еще 80 небольших лотов, каждый – на один киоск, а в марте – еще 40 подобных объектов. Бизнесмены активно интересуются возможностью торговать в метро, однако предложения столичных властей вызывают множество вопросов.

Первый лот, выставленный на торги, включает в себя киоски и павильоны на станциях «Беговая», «Пролетарская», «Алтуфьево», «Дмитровская», «Менделеевская», «Тушинская», «Третьяковская», «Бибирево», «Отрадное», «Китай-город», «Царицыно», «Тимирязевская», «Октябрьское поле», «Сходненская», «Крылатское», «Кузьминки», «Коломенская». Площадь объектов – 696,38 кв. метров. Второй – на станциях «Беговая», «Новые Черемушки», «Свиблово», «Чертановская» «Пролетарская», «Алтуфьево», «Ясенево», «Менделеевская», «Сходненская», «Тушинская», «Третьяковская», «Нахимовский проспект», «Бибирево», «Китай-город», «Коломенская», «Крылатское», «Царицыно», «Митино», «Достоевская» общей площадью 858,28 кв. метров.

В прошлом году метрополитен реализовал 74 лота, в том числе и 6 укрупненных. На каждый претендовало порядка 20 участников, среднее превышение начальной стоимости составило 136,7%. В бюджет Москвы поступило 55,4 млн рублей. «Новые киоски уже открылись на станциях «Митино», «Косино», «Римская», «Крестьянская застава» и других. Во многих из них продаются галантерейные товары, например, постельное белье, цветы, печатные издания, театральные билеты», – рассказала представитель Московского метрополитена Наталия Евтушик. Появились и целые магазины с прилавками, а на «Митино», например, есть и небольшой павильон, где можно купить горячий кофе и булочку. Говорят, даже маникюрные салоны в метро открылись. При этом Евтушик добавила, что крупные торговые сети арендой объектов нестационарной торговли в метро не заинтересовались.

Правда, участники презентации киосков, организованной департаментом по конкурентной политике Москвы, высказали мнение, что проблема может быть в компоновке лотов. «Как правило, сетевым компаниям, которые занимаются торговлей, необходима определенная площадь. В объединенных же лотах предлагаются помещения размером от 3,3 до 100 и более кв. метров. Но тем компаниям, которым нужно 100 «квадратов», киоск 3,3 кв. метра покажется просто обузой. Что они там смогут организовать? Подсобное помещение?» – такой вопрос прозвучал на презентации от одного из участников. Наталия Евтушик ответила, что лоты формируются по территориальному принципу, а не по площади объектов. Если необходимы торговые точки строго определенного размера, бизнесмены могут участвовать в торгах, где каждый лот – один киоск.

Также она пояснила, что большая часть объектов, выставленных в этом году, – свободного назначения, предприниматели могут сами решать, что в них продавать. Правда, есть технические и законодательные ограничения. Например, торговать табачными изделиями в нестационарных объектах запрещено. Представитель федеральной сети цветочных магазинов «Старлайт» интересовался, можно ли оборудовать киоски кондиционерами, необходимыми для сохранения товара. Наталия Евтушик ответила, что можно, но далеко не все, так как это зависит от характеристик объекта.

Есть шанс, что в переходах метрополитена появится и полноценный фастфуд. В презентации активное участие принял представитель сети ресторанов быстрого питания Subway. Учитывая перевод названия – «метро», – интерес более чем понятен. Наталия Евтушик пояснила, что в части предлагаемых киосков действительно есть одно из возможных назначений – «общественное питание». Но речь идет именно о переходах, в вестибюлях и на станциях подобное невозможно по причине техники безопасности. Аналогов сети «Метро буфет», которая предлагала пассажирам различные буррито, – не будет. Точки питания должны располагаться не ниже уровня касс. Единственное исключение – столовая на «Арбатской» Филевской линии метро. «Это уникальный объект. Столовая изначально была открыта для питания машинистов в ночное время, потом по просьбам горожан ее сделали доступной для всех», – отметила Наталия Евтушик. Еще одно ограничение – площадь не менее 10 кв. метров. Представитель Subway интересовался, будут ли предлагаться киоски размером 20–30 кв. метров на узловых станциях метро, так как на 3–5 «квадратах» организовать точку питания невозможно. Но площадь объектов ограничена техническими возможностями переходов.

Также многих участников мероприятия интересовал вопрос канализации и водоснабжения. Евтушик подчеркнула, что этого в торговых точках метро нет и не предполагается. Арендаторам придется решать подобные вопросы самостоятельно. Кроме того, необходимо заниматься уборкой объекта, а вот противопожарная безопасность – прерогатива метрополитена. Специальными системами оборудованы все объекты, дополнительно платить за это арендаторам не нужно.

В будущем возможно выставление на торги и других торговых объектов, расположенных в вестибюлях станций метро. Например, на станции метро «Арбатская» перед кассами находились аптека и магазин, торгующий прессой и книгами. В прошлом году они закрылись. «Договоры с предпринимателями были расторгнуты по истечении сроков давности. Здесь речь идет о капитальных встроенных помещениях. Сейчас мы ведем работу с документацией, готовим их торгам», – рассказала Наталия Евтушик.

ЕДЕ И ВОДЕ – ДА, ОДЕЖДЕ – НЕТ
Газета «Московская перспектива» провела опрос среди жителей и гостей столицы, чтобы выяснить, какие товары они хотели бы видеть в метро.

Павел, 66 лет, специалист по информационной безопасности:
– Без киосков в переходах стало как-то грустно. Я хотел бы видеть там газеты, компьютерные мелочи. Еще что я раньше регулярно покупал – что-нибудь перекусить.

Наталия, 33 года, журналист:
– В переходах очень удобно было покупать воду. Еще батарейки, флешки. Всякие мелочи, которые могут внезапно понадобиться.

Людмила, 38 лет, корректор:
– Когда я была студенткой, подрабатывала в пункте продажи видеокассет в переходе. Они пользовались большим спросом. Сейчас я не хочу ничего нового, хочу, чтобы в переходах продавались газеты, напитки, еда и сигареты.

Наталия, 40 лет, эколог:
– Салфетки, табачные изделия, воду, шоколадки, конфеты. Еще нужны бытовые мелочи, цветы. Все, что у нас было на станции «Ботанический сад» раньше. Еще я бы очень хотела, чтобы вернули Андрюху, он ремонтом часов в переходе занимался, я-то и сейчас знаю, где его найти, если понадобится, а другие как? Его услуги были очень востребованы.

Ольга, 40 лет, бухгалтер:
– Как раньше, когда там было все – и косметика, и продукты, и т.д. и т.п.

Александр, 29 лет, сотрудник магазина по продаже живого пива:
– Хм… Я хотел бы, чтобы продавались сигареты, но этого, конечно, не будет. Еще канцелярия разнообразная, еда…

Василий, 27 лет, техник:
– Ни в коем случае не хочется видеть в переходах торговлю одеждой – толпа суетящихся и вечно что-то примеривающих женщин способна перекрыть половину перехода. Реально необходимы киоски с продуктами питания и водой – иногда ее просто не купить, не отстояв очередь в супермаркете, и газетные – не все убивают время в телефонах, остались же читающие люди.

Теги: #