В главной роли – 3-я улица Строителей, дом 25

В главной роли – 3-я улица Строителей, дом 25

В главной роли – 3-я улица Строителей, дом 25
В главной роли – 3-я улица Строителей, дом 25
Истории московских зданий и районов, игравших в большом кино

По иронии судьбы главным новогодним фильмом в нашей стране стала культовая картина Эльдара Рязанова. Именно под эту любовную историю Жени Лукашина и Нади Шевелёвой мы наряжаем елку, режем оливье и готовим заливную рыбу на праздничный стол. И хотя принято считать, что главные роли в кинофильмах всегда отводятся актерам, это не совсем правда: на качество ленты влияет сразу несколько составляющих, и далеко не последней из них является правильный выбор места съемок. «Московская перспектива» выбрала пять фильмов, в которых дом или даже целый район – не менее важный персонаж картины, чем ее герои.

«Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975).
Режиссер – Эльдар Рязанов

Кто не знает историю про Женю Лукашина, который под Новый год вместе со своими друзьями идет в баню в Москве? Там товарищи выпивают, закусывают и, конечно, повторяют процедуру еще не один раз. Просыпается Женя в своей же квартире по своему же адресу – 3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12, – однако вместо Гали, его невесты, в квартиру заходит незнакомая девушка Надя, которая говорит, что это вообще-то ее дом. Оказывается, Женя случайно улетел в Ленинград.
«Ирония судьбы» – фильм, который удивительно наглядно иллюстрирует феномен массовой застройки типовых панельных домов. В самом начале зритель видит ироническую анимационную зарисовку о том, как похожи дома, строящиеся не просто в разных районах, а в целых городах.
По сюжету фильма герой живет на 3-й улице Строителей, и эта улица правда существовала в Москве (с 1958 по 1963 год). Однако дома, в которых снимался фильм, на самом деле, находятся недалеко от станции метро «Юго-Западная» – здания под номерами 113 («дом Нади Шевёлевой») и 125 («дом Жени Лукашина») на проспекте Вернадского. На самом деле это примеры вовсе не типового строительства, а самых настоящих «экспериментальных» домов. Таких на проспекте Вернадского в то время было всего три, все построены по индивидуальному проекту в 1970 году. Московские сцены фильма снимались в доме 125, ленинградские – в доме 113. Авторы этих домов: архитекторы МНИИТЭПа (Московский научно-ис-следовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования) П.А. Самсонов, А. Бергельсон, В. Коркина и др. Строительством занималась фирма «Прокатдеталь», которая сегодня уже не существует. По словам самого Рязанова, ни внутри, ни снаружи эти дома ничем друг от друга не отличаются: просто из одного окна видно церковь Михаила Архангела, из другого – нет. На сегодняшний день риелторы отмечают, что стоимость квартир в двух этих домах выше, чем в других многоэтажках района, – дело, конечно, в популярности фильма. В декабре 2007 года появился сиквел «Ирония судьбы. Продолжение», снятый Тимуром Бекмамбетовым. Фильм имел колоссальный кассовый успех. В то же самое время (29 декабря) на каждом из домов, снимавшихся в оригинальном фильме, были установлены таблички, выполненные в виде бронзовых портфелей с торчащими из них вениками. Однако местные жители говорят, что на данный момент сохранилась только табличка «здесь жила Надя Шевелёва»: «портфель Жени Лукашина», увы, был не так давно украден.

«Дневной дозор» (2005).
Режиссер – Тимур Бекмамбетов

Дилогия «Дозоры» – главный российский кинопроект нулевых, открывший дорогу их режиссеру Тимуру Бекмамбетову в большое кино и, в частности, в Голливуд. Кстати, именно после успеха «Дозоров» Бекмамбетов занялся продолжением «Иронии судьбы».
«Дневной дозор» умело разрушает миф о том, что Москва – город не кинематографичный: столичный житель легко найдет в фильме множество знакомых мест и явлений. Например, скрытая реклама сока «Злой» (его в фильме активно пьет темная сторона), оператора МТС и телефонов тогда еще здравствующей Nokia. Но одна из самых запоминающихся сцен фильма была снята не где-нибудь, а как будто на фасаде гостиницы «Космос» – именно по нему героиня Жанны Фриске мчится на красном автомобиле MazdaRX-8. И это не случайно, ведь значительная часть фильма снималась именно в стенах «Космоса»: по сюжету там располагался штаб темных сил. Двери крупнейшей гостиницы России (1777 номеров, расположенных на 25 этажах) впервые открылись 18 июля 1979 года. Здание в форме подковы предназначалось к предстоящей Олимпиаде-80, и поэтому строили его с невиданной даже для иностранных специалистов точностью и скоростью. Архитектуру и дизайн разрабатывали совместно советские и французские архитекторы: В. Андреев, Т. Заикин, В. Стейскал – «Моспроект»; О. Какуб, П. Жуглё, С. Эпстейн – специалисты компании Sefri. А своим названием гостиница обязана одновременно и месту, и времени – ее окна выходят одновременно на Аллею космонавтов и монумент «Покорителям космоса».
После распада СССР «Космос» приватизировали, однако это совсем не мешает гостинице быть одной из самых посещаемых в стране: за неполные 40 лет существования ее посетили не меньше 10 млн человек. В 1990 году площадь перед гостиницей была названа в честь Шарля де Голля, а через 15 лет там же был установлен бронзовый памятник этому видному французскому деятелю. Проект монумента был создан архитектором А.В. Кузьминым и скульптором Зурабом Церетели.
Кстати, в 2007 году фильм «Дневной дозор» совместно с гостиницей «Космос» стали победителями «Киноблендера», премии в области новых технологий продвижения бренда и его интеграции в творческий кинопродукт. Хотя трюк с проездом по фасаду был на самом деле нарисован на компьютере.

«Елена» (2011).
Режиссер – Андрей Звягинцев

«Елена» – это фильм, пожалуй, самого известного за границей русского режиссера Андрея Звягинцева. В нем рассказывается о том, как женщине приходится выбирать между семьей, живущей на грани бедности, и богатым мужем, который не готов вечно содержать чужих детей. Вопрос классового расслоения встает особенно остро, когда зритель видит молодую семью с неуклюжим мужем и ворохом детей, которые живут где-то на окраине, и пожилую пару, расположившуюся в шикарных апартаментах в самом центре Москвы. Квартира, в которой происходит основное действие сюжета, расположена в «Золотой миле» – именно там главной героине фильма придется сделать роковой выбор.

Съемки фильма проходили в реальном доме по адресу Молочный переулок, 2. Самым элитным районом Остоженка стала не так давно: проект реконструкции был принят в 1989 году. Его разрабатывала группа из Архитектурного института, которая в 90-х стала называться бюро «Остоженка». В 1995-м по их же проекту было построено здание Международного Московского банка, что и послужило отправной точкой к преображению района. С тех пор Остоженка претерпела значительные изменения: множество старых, ветхих домов были снесены, на их месте выросли невысокие, но крайне элитные здания. Так, средний метраж квартиры составляет 150–200 кв. метров, а стоимость варьируется от 2 до 5 млн долларов.
Миф о «золотой миле» повлиял в первую очередь на инфраструктуру района. Сегодня большая сложность найти там продуктовый магазин, а говорить о супермаркетах или небольших торговых центрах не приходится вовсе. Высокие арендные ставки поставили крест не только на малом бизнесе – в районе не так много социальных учреждений, и строительство нового детского сада или поликлиники просто невыгодно владельцам свободных участков. Кроме того, выезд из переулка может занять 20 минут, так как парковочных мест в Остоженке крайне мало. Но даже не это главное: жители района отмечают, что в окнах элитных квартир попросту не горит свет, а охранников там больше, чем жителей.
С другой стороны, это, возможно, и к лучшему: гуляя по «Золотой миле», можно ощутить себя в европейском городе. Чистые улицы, тихие, пустые переулки – кажется, живущим в вечной суете москвичам только этого и не хватает.

«Покровские ворота» (1982).
Режиссер – Михаил Козаков

Авантюрист Костик переезжает из родной провинции в Москву – поступает в аспирантуру МГУ и живет в коммунальной квартире у своей тети. «Покровские ворота», возможно, один из главных советских фильмов про явление «коммунальной квартиры»: помимо главного героя в повествование вплетено множество других героев, каждый из которых является представителем либо творческой, либо научной интеллигенции. Символично, что фильм, выпущенный в 1982 году (и даже не в кинотеатрах, а всего лишь по телевизору), заканчивается сценой сноса дома, в котором ютились персонажи. Другое дело, что на самом деле сносили совсем другое здание – дом на углу Краснопролетарской улицы и Оружейного переулка.
Натурные сцены «Покровских ворот» снимали у дома 10 в Нащокинском переулке. Здание и сейчас стоит на месте, его фасад легко можно увидеть с Гоголевского бульвара. Двухэтажный особняк был построен в 1812 году на месте сгоревшего двора Пречистенской полицейской части. В конце XIX века дом оказывается в собственности Ивана Александровича Коровкина, крупного московского предпринимателя и домовладельца. В 1884 году он заказывает переоблицовку фасадов и перепланировку внутренних помещений архитектору В.П. Загорскому. После проведенных работ дом приобретает статус доходного.
Как и во всей Москве, после революции здесь устраиваются коммунальные квартиры. В разное время в них жили зоолог и эколог А.Н. Формозов, известный советский врач М.П. Кончаловский и другие. Вероятно, в 1980-е, во время съемок «Покровских ворот», от бульвара двор укрывался за забором – иначе трудно объяснить, как режиссеру удалось создать такое тихое и уютное место. На рубеже столетий дом был реконструирован и перестроен под бизнес-центр: появились третий этаж, мансарда, балкон, подземная парковка. Наверное, этими действиями дом и правда был снесен – если смотреть на ситуацию глазами главных героев фильма.

«Притяжение» (2016).
Режиссер – Федор Бондарчук

В Чертаново упал неопознанный летающий объект: спецслужбы оцепили территорию, ученые пытаются установить контакт с внеземной цивилизацией, а местные жители – объяснить гостям, что вламываться без стука к ним домой – дурной тон. «Притяжение» создавали в полной секретности: например, журналистам, попавшим на съемочную площадку, заклеивали камеры непрозрачным скотчем, а эпизоды с участием современной военной спецтехники снимали на действующих объектах Министерства обороны. Самая запоминающаяся фраза из трейлера («Из другой галактики? А мы из Чертаново!») недвусмысленно дает понять, что основное действие развернется в одном из самых известных столичных районов.
Чертаново вошло в состав Москвы в 1960 году, после прокладки МКАД, а уже с конца 1960-х началась массовая застройка типовых панельных много-
этажек. Стоит особо отметить микрорайон Северное Чертаново, проект которого был представлен инженером Л. Дюбеком и носил название образцово-перспективного жилого района (ОПЖР). Комплекс был возведен в 1975–1982 годах, и изначально его планировали использовать в 1980 году как место Олимпийской деревни. В обосновании к тому проекту можно найти, например, такую формулировку: «комплекс <…> и вся композиция решаются таким образом, чтобы в максимальной степени использовать благоприятные восточную и южную ориентации и раскрыть живописную панораму на общественную зону района с ее многоплановой архитектурой, водоемами и лесопарком». Основные постройки представляли собой «протяженные здания в 12–16 этажей и чередующиеся с ними здания в 24–25 этажей». Новый жилой район был рассчитан на 20 тыс. жителей, однако на сегодняшний день население района и его ближайших окрестностей составляет более 101 тыс. человек. Именно внешний вид этих зданий и стал признаком места, отличающим Чертаново от других спальных районов Москвы.
В конце нулевых эксперты агентства Penny Lane Realty опубликовали собственный рейтинг самых неблагополучных для проживания районов столицы. Первое место по количеству правонарушений заняло, к сожалению, именно Чертаново – там, по данным ГУВД Москвы, в день происходило до 20 серьезных инцидентов. Объяснением послужили следующие факторы: близость промзон, неблагоприятная инфраструктура, строящиеся жилые комплексы, квартиры в которых охотно скупали приезжие из стран СНГ. Можно предположить, что фильм Федора Бондарчука может стать хорошей рекламой как району, так и его жителям. Но подтвердить или опровергнуть это предположение мы сможем лишь 26 января 2017 года, когда фильм появится в прокате.

Теги: #