Спасти «длинные» деньги

Спасти «длинные» деньги

Спасти «длинные» деньги
Спасти «длинные» деньги
Власти города ставят развитие бизнеса на первое место

За последние 5 лет в столице на частные средства построили и реконструировали несколько масштабных проектов. Среди них «Москва-Сити», дублер Кутузовского проспекта, территория ЗИЛа, стадионы «Спартак», «ЦСКА» и другие. Если в целом по России наблюдается снижение объемов инвестиций на 8,4%, то в столицу по итогам 2015 года, наоборот, вложили на 1,6% средств больше, чем в 2014 году. Тем не менее власти города все чаще говорят о том, что необходимо привлекать так называемые «длинные» деньги, то есть тех инвесторов, которые вкладывают свои капиталы на длительный срок. Но без соответствующей поддержки властей сделать это практически невозможно.

В настоящий момент к столичным проектам прослеживается явный интерес со стороны западных инвесторов. Об этом заявил руководитель департамента внешнеэкономических и международных связей Москвы Сергей Черемин на панельной дискуссии «Реализация крупных инвестиционных проектов. Как привлечь длинные деньги?» в рамках Московского урбанистического форума.

«Российская столица – это регион, который никогда не объявлял дефолта, всегда жестко выполнял свои обязательства перед кредиторами. Но сегодня во время действия антироссийских санкций, привлекать в Москву «длинные» деньги необходимо под целевые проекты», – считает чиновник.

Подобным удачным примером может служить участие итальянских строительных компаний в реконструкции Центрального стадиона «Динамо». Следом в Москву пришли и итальянские банки, готовые вложить порядка 1 млрд евро в этот долгосрочный проект.

«Однако без поддержки московского правительства, без гарантий российского государства никто в одиночку такие гигантские проекты не потянет», – подчеркнул господин Черемин.

Напомним, в течение двух последних лет депутаты столичного парламента приняли 11 законов, которые предусматривают льготы для бизнеса.

«Поддержка предполагает комплекс мер. Одной из самых значительных является снижение налогового бремени. Всего Мосгордумой с 2014 по 2016 год принято 11 законов, вводящих те или иные налоговые льготы для бизнеса. Ключевая идея заключается в том, чтобы у предприятий и организаций появились свободные средства, которые можно вложить в развитие. И нас не пугает, что в данном случае бюджет недополучит деньги, потому что в итоге у города будут огромные дивиденды от развития бизнеса», – считает Алексей Шапошников, председатель Мосгордумы.

Среди «антикризисных» законов можно выделить законы о промышленной и об инвестиционной политике, поскольку именно они задают новые правила игры. «Бизнес позитивно реагирует на происходящие изменения. Мы видим, что в Москву приходят инвесторы. Они подписывают с городом соглашения о создании зон технологического развития. В итоге у нас появился уже целый комплекс объектов инновационной инфраструктуры: 22 технопарка, 8 промышленных комплексов и 2 технополиса – «Москва» и «Сколково». На очереди еще десятки технопарков и один технополис. Всего в этих точках новой индустриализации Москвы размещаются порядка 1300 компаний, создано почти 34 тысячи рабочих мест», – сообщил господин Шапошников.

Напомним, недавно президент РФ Владимир Путин подписал закон о концессиях, который серьезно расширил диапазон возможного сотрудничества инвесторов с Россией. На данный момент единственной концессией среди транспортных проектов является северный дублер Кутузовского проспекта. Примерный объем инвестиций составит здесь 60 млрд руб.

В настоящее время проект жизнеспособен, считает руководитель департамента экономической политики и развития города Максим Решетников. Однако с момента заключения соглашения с АО «Новая концессионная компания» в конце декабря 2014 года появилось много непредвиденных обстоятельств.
Например, в ходе внесенных корректировок, а их было немало, ведутся обсуждения по поводу места установки опор. Подобные изменения могут потребовать потратить еще несколько сотен миллионов рублей, так как, возможно, понадобится снос здания. Такие существенные нюансы меняют геометрию трассы и не могут не сказаться на стоимости строительства.Господин Решетников отметил, что подобные проблемы стали особенно ясны, когда за работу взялись частные компании.

Еще одним серьезным вопросом для концедента стал способ ввода дороги в эксплуатацию: как ее ставить на учет? «Выяснилось, что большую часть городских дорог, которые мы строим, мы вводим не единым комплексом, а различными элементами: освещение передается на баланс одного ведомства, пешеходные переходы – на баланс другому. Это также влияет на скорость выполнения работ», – подчеркнул Максим Решетников.

Эти вопросы, по оценкам специалистов, замедляют процесс оформления документов, что может привести к убыткам. Возможно, в ближайшее время даже потребуется внести изменения в действующее законодательство для разрешения подобных спорных ситуаций.

Теги: #