11 декабря 2017
Издается с 1957 года

«В двухкомнатной квартире нельзя ужиться с тигром»

Антон Кульбачевский о воздухе Капотни, шумовой службе, электромобилях и о том, как обезопасить животных от человека

Pic 1461599779

В редакции «Московской перспективы» побывал руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский. Он рассказал об экологической стратегии, о том, какие новшества внесут в закон об экзотических животных и почему воздух в столице с каждым годом становится чище.

Нечего бояться


В середине апреля в Москве была объявлена первая степень экологической опасности: горожанам предлагали покинуть столицу, а если такой возможности нет, то чаще включать вентилятор в помещениях и сократить время прогулки на свежем воздухе. Все было настолько серьезно?

– В Сети достаточно часто появляются подобные «страшилки». В Московском регионе от 40 до 50 дней в году бывают неблагоприятными с точки зрения метеоусловий. В других регионах, где нет такого большого количества автотранспорта и выбросов в атмосферу, эти условия, в первую очередь безветренная погода, считались бы нормой. Москва – город на семи холмах, здесь спроектирована кольцевая радиальная система, все улицы представляют собой коридоры для продувания. Есть первая, вторая и третья степени опасности при неблагоприятных метеоусловиях. При первой дается сигнал предприятиям, чтобы они снизили количество вредных выбросов.

То есть если компания в обычных природных условиях работает на полную мощь, то при первой степени опасности снижает количество выбросов на 15–20%, при второй – на 40%, при третьей – на 60%. Также мы просим автомобилистов воспользоваться в этот период общественным транспортом. Но о том, чтобы призвать жителей покинуть город, даже речи быть не может.

Хочу всех успокоить – в первой степени опасности ничего страшного нет. Мы рекомендуем, например, не гулять с детьми в часы пик вблизи крупных автомагистралей, но это и так все понимают, и это не зависит от метеоусловий. У нас город в целом очень комфортный, качество воздуха улучшается, даже в центре он стал намного чище – думаю, это уже все заметили.

На недавней коллегии департамента вы рассказали, что воздух в Москве стал чище. За счет чего удалось этого добиться?

– В докладе на коллегии я говорил, что в 2015 году по сравнению с 2014 годом на 15% снизились среднегодовые концентрации взвешенных веществ, на 9% уменьшились среднегодовые концентрации диоксида азота, также в среднем на 10% в год становится меньше концентрации оксида азота, на 15% – оксида углерода.

Если говорить о планах, то в проекте Экологической стратегии до 2030 года запланировано снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха на 30% на территориях вблизи автотрасс и на 20% – на жилых территориях города.

Но ведь количество машин постоянно растет?
Когда я около пяти лет назад только пришел работать в департамент, Росстатом было озвучено, что автотранспорт в год выбрасывает около миллиона тонн вредных веществ в атмосферу. Но уже в 2012 году, несмотря на то что автопарк Москвы ежегодно увеличивается на 200–300 тыс. машин, эта цифра стала снижаться. В 2015 году показатель составил 890 тыс. тонн.

Положительной тенденции удалось добиться за счет двух факторов. Во-первых, приносит свои плоды реализация транспортной политики: реконструируются магистрали, строятся ТПУ, вводятся платные парковки. Во-вторых, автовладельцы стали покупать машины, соответствующие более высоким экоклассам – «Евро-4» и «Евро-5», раньше их было лишь около 20%, а сейчас более 50%. Кстати, более 60% автобусов и маршрутных такси также перешли на топливо «Евро-4» и «Евро-5».

Помимо этого мы активно работаем с предприятиями. На них приходится около 10% вредных выбросов в атмосферу. При этом сегодня компании проводят природоохранные мероприятия, реконструкцию своих производств, активно внедряют новые технологии.

Если говорить о планах, то в проекте Экологической стратегии до 2030 года запланировано снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха на 30% на территориях вблизи автотрасс и на 20% – на жилых территориях города.

Может быть, следует ввести какие-то преференции для владельцев электромобилей? Этот вид транспорта меньше всего приносит вреда окружающей среде.

– Они уже есть. Основным преимуществом электромобилей в нашем городе является отсутствие платы за парковку. На мой взгляд, это серьезный экономический стимул. Правда, пока, к сожалению, нет необходимой инфраструктуры. Но к тому времени, когда мы будем наблюдать бум электромобилей, а это 2018–2019 годы, я думаю, в городе появится достаточно заправок для них. В планах на 2016 год – установить в Москве около 200 электрозаправок.

Сами электромобили еще не слишком популярны из-за высокой цены, далеко не все могут позволить себе такую машину. По данным ГИБДД за 2014 год, в столице их насчитывалось чуть больше тысячи. По моему личному мнению, производители должны снижать цену, а дальность пробега автомобиля на одной зарядке нужно увеличивать.

Жителям Капотни придется потерпеть


Что представляет собой программа модернизации Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ)? Жители Капотни до сих пор жалуются на неприятный запах в их районе.

– Несколько этапов реконструкции МНПЗ уже завершены. Выбросы сократились, жалоб на запах сероводорода стало меньше. Данные экомониторинга это подтверждают. Кроме того, завод стремится к информационной открытости. В прошлом году предприятие установило датчики на трубах для контроля за выбросами, а также запустило в эксплуатацию экоинформер – специальный светодиодный экран, на котором в круглосуточном режиме демонстрируется информация о состоянии атмосферного воздуха в зоне влияния завода. Любой житель может посмотреть эти данные.

Я думаю, жителям Капотни надо немного потерпеть. К 2020 году реконструкция закончится, и предприятие войдет в число самых современных нефтеперерабатывающих заводов в мире.

Раньше штрафы для предприятий, загрязняющих атмосферу, были настолько малы, что им было выгоднее заплатить его, нежели проводить реконструкцию. Ситуация меняется?

– Мы считаем, что если в Москве какие-то промышленные предприятия и останутся, то они должны обязательно пройти реконструкцию. Поэтому многие предприятия, которые не хотели модернизировать производства, были выведены за черту города. В основном в Москве остались те предприятия, которые жизненно необходимы: скажем, объекты энергетической отрасли невозможно вывести за черту города, так же как и очистные сооружения. По нашим подсчетам, в городе в итоге останутся около 80 предприятий, из них 58 уже модернизируются, и к ним у нас претензий нет. А около 20 предприятий пока решение не приняли. В любом случае с ними ведется работа.

Согласен, что штрафами проблему не решить, потому что для крупного предприятия это несущественные суммы.

Что вы можете сказать о качестве столичной воды, насколько она чистая?
– За качество питьевой воды отвечает «Мосводоканал» – одно из самых передовых предприятий, оно использует все современные технологии, которые существуют. Вода проходит весь цикл водоочистки, и пить воду из-под крана безопасно, хотя я все равно советовал бы ее фильтровать, отстаивать или кипятить.

Качество воды в Москве-реке улучшилось за последние годы. Это связано как с очисткой водоохранных зон, так и с улучшением качества атмосферного воздуха.

В пределах центра города содержание нефтепродуктов в Москве-реке уменьшилось более чем на 27% по сравнению с показателями 2011 года.

В начале 2015 года завершены работы по реконструкции одного из блоков очистки коммунального стока Курьяновских очистных сооружений, вследствие чего в реке Москве ниже городских очистных сооружений снизилось содержание иона аммония (около 13%).

Положительная тенденция отмечается также и по малым рекам – притокам Москвы-реки: за последние 5 лет в трети контролируемых притоках улучшился класс качества воды, среди них Неглинка, Котловка, Городня.

От тополей не отказываемся


 В рамках реализации программы «Моя улица» в городе будет высажено порядка 2 тыс. деревьев. Причем, как говорят чиновники, – в грунт. Такое вообще возможно?
– В центральной части города, особенно на таких улицах, как Новый Арбат, Садовое кольцо, Тверская, мы не найдем подходящую для деревьев почву. На самом деле кадка с деревом просто углубляется в грунт – это современные технологии, которые используются во многих городах мира.

А эти деревья с точки зрения очищения воздуха будут нести пользу или их функция скорее декоративная?
– Скорее декоративная. Основная задача – создание комфортных общественных пространств, добавление в городской пейзаж зелени, которая бы радовала глаз.

В городе продолжается акция «Миллион деревьев». Каковы планы на этот год?
– По нашим данным, емкость дворов – около 3 млн деревьев и кустарников. Так что акцию мы продолжаем. За два с половиной года озеленили уже 9,5 тыс. московских дворов, высадили 1,15 млн деревьев и кустарников. В прошлом году к акции присоединились также школы, больницы, социальные объекты. Весной 2016 года озеленим еще 1,7 тыс. дворов, посадим 4,8 тыс. деревьев и 156 тыс. кустарников.

Какие деревья и кустарники преобладают?
– У нас есть буклет, в котором мы предлагаем различные породы деревьев и кустарников, а жители сами выбирают. Естественно, речь идет о тех растениях, что всегда являлись традиционными для Москвы. Из лиственных это береза, клен, каштан, липа, дуб, ясень, рябина. От тополей также никто отказываться не собирается, просто есть непушащие породы. Москвичи хотят видеть в своих дворах и хвойники – ель, сосну, лиственницу, пихту. Из кустарников лидируют сирень, барбарис, спирея, кизильник, чубушник, дерен.

Лапундер в законе


Когда будет принят закон «О животном мире»?
– Над этим законом мы работаем уже порядка полутора лет. Сейчас он на финальной стадии, осталось его обсудить в Мосгордуме. В законе мы хотим закрепить перечень животных, которых будет запрещено держать в квартирах. Не скрою, мы встречаемся с сопротивлением жителей. «Это моя квартира, почему я не могу льва привезти из Африки и с ним жить?» – удивляются они.

Закон предусматривает строгие нормы?
– На определенные породы и виды животных нужно будет разрешение властей и регистрация. Так, желающий завести экзота должен доказать, что он приобретен законно, что не был добыт браконьерским путем. Сейчас много животных везут из Африки, Индии, Австралии, Южной Америки, Вьетнама. Главное – обезопасить животное от человека и человека от животного. Для тех зверей, которых запрет не коснется, пропишем условия содержания.

Есть ли предварительный список запрещенных животных?
– Пока закон не принят, не могу сказать. Например, для тигра или льва, скорее всего, пропишем такие условия, что их просто нельзя будет содержать в квартире. Хочешь завести тигра – пожалуйста, только сделай ему вольер и создай условия содержания. В Ярославском зоопарке, например, живет тигр Тамерлан, которого в конце 2011 года нам подбросили тигренком на пустырь возле Курьяновских очистных сооружений. Мы взяли его в центр передержки, а затем передали Ярославскому зоопарку. Он теперь обитает на 40 сотках, на участке есть водоем. Но в двухкомнатной квартире, даже если ее площадь более 100 кв. метров, невозможно ужиться с тигром.

Какие животные пользуются наибольшим спросом у москвичей?
– Например, в год Змеи многие дарили друг другу змей, а потом их выбрасывали или они уползали, и в городе было нашествие змей. Сейчас год Обезьяны – поэтому много обезьян. У нас в январе был случай, когда житель Вьетнама пытался через домодедовскую таможню провести очаровательных обезьянок – лапундеров (свинохвостые или свино-
образные макаки), лори, лемуров… Вьетнамец вез их в небольших коробках, в совершенно неподходящих условиях. Сейчас они находятся в нашем центре передержки. Если мы их не пристроим, то часть, возможно, заберем в свой департамент, на выставку найденных и подброшенных животных.

Как вы узнаете, что кто-то в квартире держит опасное животное? По жалобам соседей?
– В том числе. Вот в начале апреля случай был с маисовым полозом. Подошла женщина к своей квартире, а у нее на дверной ручке висит змея, сбежавшая от соседей. Хорошо, что не ядовитая.

Водителей попросят не шуметь


Недавняя совместная законодательная инициатива департаментов природопользования и транспорта – о шуме – коснется водителей. В чем ее суть?

– Речь не о законе, а об изменениях в административном кодексе, в Правилах дорожного движения. Ответственность уже существует, но она находится в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства. В Москве за шум от ночных строек, погрузочных работ отвечает наш департамент. «Мосэкомониторинг» делает замеры. Хотя замерять шум машин и штрафовать нарушителей, по идее, должен Роспотребнадзор. Но это невозможно. Санитарный врач не может ночью бегать за каждым «стритрейсером» или мотоциклом без глушителя. Поэтому мы с департаментом транспорта, реагируя на предложения жителей, которые прозвучали в рамках краудсорсинг-проекта по обсуждению Экологической стратегии Москвы до 2030 года, решили создать шумовую службу. Может быть, она войдет в состав ГИБДД или в МАДИ. Например, будет стоять специальная машина-лабора-тория, которая сможет замерять уровень шума от проезжающего транспортного средства и на автомате, сфотографировав его номер, выписывать штраф.

Последнее время были выявлены случаи самовольной застройки особо охраняемых природных территорий (ООПТ), почему это продолжает происходить?
– Нет такого понятия, как застройка ООПТ. Это большие территориальные зоны, куда вошли и участки, которые исторически находились в частной собственности. На тех земельных участках, которые находятся на нашем кадастровом учете, никаких строек не было и быть не может. Но, допустим, воинская часть попала в состав ООПТ. Потом эту ВЧ федеральные власти вывели и продали участок. Он принадлежит стороннему пользователю, но находится в границах ООПТ. На него действуют ограничения – нельзя строить производство, многоэтажные дома и т.д. Они нарушаются, если стройка или реконструкция объекта проводятся без экологической экспертизы. Люди же, чтобы не проходить эти процедуры, говорят, мол, я делаю капитальный ремонт, так как здание старое. А на самом деле собственник увеличивает технико-экономические показатели объекта, например, с 1 тыс. кв. метров до 5 тыс. – такой капитальный ремонт. Естественно, нагрузка на окружающую среду увеличивается. Вот это является фактом самовольного строительства.

С этим борется природоохранная прокуратура и мы. Например, в этом году на улице Красного Маяка сносится объект, построенный именно по такому сценарию. Было хозяйственное здание, а из него решили сделать апарт-отель, естественно, без документации. Если ущерб окружающей среде нанесен серьезный, то ответственность может быть вплоть до уголовной.

 В ближайшее время в Москве должен открыться уникальный экоцентр, что он собой представ-
ляет?

– 2017 год объявлен в России Годом экологии. Конечно, Москва, как город, на который равняются, в том числе и в вопросах экологии, хочет чем-то удивить своих жителей и гостей. Семь экоцентров уже действуют, к нам приезжают из крупных мегаполисов, даже какие-то технологии перенимают. В 2017 году мы планируем открыть Музей леса в здании на территории «Лосиного Острова». Музей будет посвящен всем российским лесам, посетители смогут познакомиться как с животным миром, так и с растительным. Также в 2017 году будет открыт плавучий экоцентр – первый в России. На базе судна мы хотим сделать Музей Москвы-реки. Дети в ходе экскурсии по Москве-реке смогут проводить исследования, узнавать об истории города, как он развивался с 1147 года.

Батарейки, сдавайтесь!


Как происходит в городе внедрение раздельного сбора мусора?
– Мы готовим интерактивную карту с департаментом ЖКХ. В рамках экологического просвещения и образования запускаем различные акции, которые способствуют выработке полезных экологических привычек – не мусорить, думать о сохранении ресурсов. Акция «Разделяй и используй» проводится в разных районах города, приезжают машины, куда москвичи могут сдать бумагу, пластик, стекло. В прошлом году 4 тонны отходов собрали. Главное для нас даже не количество отходов, а обратная связь с жителями, количество сторонников растет в геометрической прогрессии. В прошлом году примерно в 200 школах провели экологические уроки и собрали около 250 тонн макулатуры. Это уже товарная партия – шесть вагонов. В этом году провели «Электромасленицу», на которой люди избавлялись от электронного мусора, была акция «Батарейки, сдавайтесь!» – я сам вел уроки в московских школах. На мой взгляд, мы находимся на правильном пути, но не торопимся, так как промышленность еще не готова, закон об отходах производства и потребления заработает в полную силу только в 2017 году. Пока в нашем регионе недостаточно мощностей, которые занимаются переработкой отходов. Например, батарейки мы сейчас возим в Челябинск. Поэтому сначала необходимо создать соответствующую инфраструктуру по переработке отходов, а затем уже налаживать раздельный сбор в полном объеме.

 Чем же поможет закон?
– В нем прописана ответственность производителя. Например, если завод производит упаковку, то необходимо либо государству деньги перечислять на ее переработку, либо сам предприниматель может за свои средства создать такие мощности. Например, производишь миллион банок – открой завод по переработке. В настоящее время ответственность за отсутствие раздельного сбора для предприятий – штраф в 250 тыс. рублей, а системы переработки нет.

 Что изменится с принятием Экологической стратегии?
– Стратегия учитывает меры, которые уже есть в госпрограммах. При этом она зависит от экологического прогресса. Может быть, завтра придумают новые технологии по утилизации отходов. Раз, собрал – и в космос. Тогда мы поменяем свои приоритеты. В стратегии записаны основные показатели, которых мы хотим достичь к 2030 году. Это стратегический документ, а тактические механизмы могут быть различными.

О ЛИЧНОМ

Держать экзотов считаю негуманным


Вы принимали участие в недавнем субботнике?
– 23 апреля в 10.30 утра я был в Парке 850-летия Москвы, потом в 12.00 в Покровском-Стрешневе продолжил работу по благоустройству города.

Какие домашние животные есть у вас? Готовы ли вы завести экзота?
– Сейчас у меня есть собака, она живет на дачном участке. Также там обитают белки, ежи, ужи, птицы. Я их подкармливаю. Держать экзотов я считаю негуманным. Конечно, если уж животное изъяли из природный среды, его нужно правильно содержать. Но я за то, чтобы животных не изымали из живой природы в угоду человеческим эгоистическим порывам. Поэтому экзотов дома я держать точно не буду.

Эффективность семилетки транспортного строительства почувствовали все
  • 5 декабря, 00:37
  • Екатерина Шмелёва
Марат Хуснуллин о рекордных показателях развития Москвы, старте программы реновации и новых визитных карточках Москвы
  • 8 августа, 18:08
Строительство ТПУ позволит интегрировать все виды транспорта в единую систему и обеспечить комфорт пассажирам
  • 5 декабря, 10:50