Знаменитые скульптуры на крыше Ленинки обновили. Как это было?
ДВОРЕЦ ЗНАНИЙ
Новый комплекс зданий главной библиотеки страны, возведение которого задумали в 1926 году, должен был стать частью грандиозного дворцового проспекта. «Строения, выдержанные в едином архитектурном и идеологическом стиле и символизирующие мощь нового мироустройства, должны были вести ко Дворцу Советов на Волхонке», – рассказывает заместитель генерального директора – директор по эксплуатации, строительству и безопасности Российской государственной библиотеки Тимофей Щегольков. Но построен был только первый из них, дворец знаний – библиотека.
В рамках закрытого конкурса проекты были заказаны ленинградскому архитектору, академику Владимиру Щуко и московским зодчим Алексею Щусеву, братьям Весниным, а также автору Центрального телеграфа Ивану Рербергу. Члены отборочной комиссии считали, что у здания, носившего имя Ленина, должно быть лицо нового времени, а таким в 1920-е годы мог стать только конструктивизм. И в первом туре конкурса наиболее высоко были оценены проекты Алексея Щусева и братьев Весниных. А вот проект Щуко подвергся разгромной критике «из-за его ретроспективности и вниманию к богатой отделке».
В журнале «Современная архитектура» № 3 за 1929 год появилась разгромная статья: «I Всероссийский съезд Общества современных архитекторов (ОСА) выражает свой решительный и категорический протест против возведения этого – мирового значения – здания, долженствующего служить памятником Ленину, по реакционному проекту академика Щуко, идеологически чуждому нам и в практическом отношении наиболее слабому из всех представленных проектов».
СИМВОЛЫ БИБЛИОТЕКИ
Но вскоре конструктивизм начал отходить на второй план, и в результате конкурсная комиссия под председательством наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского объявила победителем конкурса тот самый «антинародный» проект Владимира Щуко. И если в утвержденном варианте планировка здания в некоторой степени опиралась на наследие конструктивизма, то его оформление уже принадлежало новой эпохе – сталинского ампира. Многочисленные колонны, скульптурный фриз над главным входом, дорогая облицовка из известняка и черного гранита подчеркивали монументальность постройки. А в оформлении интерьеров использовались мрамор, бронза, ценные породы дерева. Советская пресса с гордостью отмечала, что для главной библиотеки страны одних только бронзовых изделий было заказано на 2 млн рублей.
Медальоны на фасаде и скульптуры на крыше здания появились в самой поздней версии проекта, когда возведение корпусов библиотеки уже завершалось. «Так как реализация идеи с возведением Дворца Советов, который должен был стать доминантой всего дворцового проспекта, застопорилась, то дворец знаний оказался композиционно незаконченным, и его индивидуальность решили подчеркнуть, разместив на крыше скульптурные композиции», – поясняет Тимофей Щегольков.
Фигуры выполнили по эскизам знаменитых советских скульпторов Матвея Манизера и Елены Янсон-Манизер, Веры Мухиной, Натальи Крандиевской и Всеволода Лишева. Их объединяла тема «Социалистический труд и знание». Они представляли все слои молодого социалистического общества: инженера, красноармейца, рабочих разных профессий, колхозницу, студентку…
Создавая скульптуры, авторы предполагали, что срок их эксплуатации будет не больше 30–50 лет. Но те простояли 80 с лишним и стали неофициальным символом библиотеки.
БЕТОН НЕ ВЕЧЕН
Однако даже самые износоустойчивые и надежные бетонные конструкции имеют свойство разрушаться. Изучив состояние фигур в 2020 году, специалисты подтвердили их плохое состояние. А в 2023-м Минкульт РФ принял решение об их комплексной реставрации. «Первичные обследования скульп-тур были поверхностными, – рассказывает руководитель проекта реставрации Валерия Мартынова. – Наши специалисты досконально изучили свойства и состояние материала.
С целью обследования конструктивной части скульптур мы впервые в стране применили рентгеноскопический аппарат, а также определили, что конструктив у основания скульптур сохранил хорошую несущую способность». Принцип разрушения у всех был примерно одинаков. В появившиеся трещины попадала вода, споры мхов и водорослей, в результате они постепенно расширялись, образовывались сколы и каверны. Однако степень сохранности у всех скульптур была разная. Самая плохая – у девушки с книгой. Расположенная на краю корпуса «А» на Моховой, она оказалась ближе всех к открытым пространствам Боровицкой площади и Москвы-реки, где ветер сильнее.
ИСТОРИЯ В ДЕТАЛЯХ
Был разработан проект комплексной реставрации скульптур. Их должны были демонтировать и вывезти в мастерские. Затем изготовить с них формы и отлить новые фигуры. Копии предполагалось установить на месте исторических статуй, а подлинники отреставрировать и демонстрировать в музее.
«Но это путь очень долгий и финансово затратный. Да к тому же появление – хоть и идеальных – копий на крыше главной библиотеки страны не приветствовали ни ее сотрудники, ни историки, ни архитекторы, – поясняет Тимофей Щегольков. – К тому же при детальном обследовании и подготовке к демонтажу было выявлено, что в процессе установки скульптур строители отклонились от проектных решений и фактически намертво прикрепили их к основанию – скульптуры стали неотъемлемой частью конструктива здания. Окончательное решение о реставрации на месте было принято, когда стало ясно, что любая попытка демонтажа и транспортировки приведет к их полной утрате».
Для этого вокруг каждой статуи были построены временные деревянные укрытия – мастерские. Они обеспечивали реставраторам удобный доступ ко всем частям изваяний. Внутри каждого короба, несмотря на нынешнюю суровую зиму, поддерживалась температура плюс 15 ℃, стояли системы контроля климата, что обеспечивало соблюдение процесса схватывания бетонных растворов и присадок. Самая тяжелая и кропотливая работа, по словам реставратора Марата Акрамова, была с вязана с воссозданием авторской пластики, которая была утрачена за годы эксплуатации и различных ремонтов.
Не лучшим образом на внешнем виде фигур отразились и работы по их восстановлению, которые провели в конце 1980 годов. По мнению экспертов, их сложно назвать реставрационными. Это был скорее ремонт – грубое замазывание трещин, – который даже не подразумевал восстановления утраченных элементов скульптур. У части фигур тогда сильно исказились лицо и одежда. Поэтому немало времени у реставраторов ушло на расчистку изваяний от более поздних наслоений.
«Мы вскрыли все трещины и пустоты в статуях. Скрепили их оцинкованными шпильками разных диаметров, проинъектировали специальными цементосодержащими составами с головы до пят. Затем замастиковали, затерли специальными безусадочными составами, которые не позволяют образовываться трещинам. Работали без срывов, экономя время и при этом четко соблюдая все технологии, и вместо полугода завершили работы за четыре месяца», – поясняет Валерия Мартынова.
Нынешняя реставрация в корне отличается от неудачной предыдущей. «По сохранившимся в архивах рисункам будущих скульптур, по их первым фотографиям, сделанным в 1939 году, полностью восстановлена авторская пластика фигур – все лица, части тел, все элементы одежды, включая, например, стойку воротника, пряжки или пуговицы, стертые временем. В снопе колосьев, которые держит колхозница, теперь заметно, как выступает каждое зернышко, а на режущей кромке серпа видны зазубрины», – отмечает Тимофей Щегольков.
КАК ВОССТАНАВЛИВАТЬ БУДЕМ?
«Поэтапная реставрация ведется в библиотеке уже несколько лет. В ходе работ возникает множество вопросов, самый сложный из которых: что брать за точку отсчета? Каким образом то или иное помещение должно быть восстановлено?» – говорит Тимофей Щегольков.
Все дело в том, что с середины 1930-х годов из-за высокой стоимости работ в проект начали вносить изменения. Например, парадная лестница, признанная шедевром постконструктивизма, декорирована несколькими видами дорогого мрамора, а вот оформление читальных залов и помещений корпусов «А» и «В» оказалось упрощенным вариантом того, что задумал Владимир Щуко.
«В главном холле библиотеки в ходе отделочных работ в конце 1950-х годов в мраморе создали только центральную карту. В боковых нефах из экономии на пол были уложены бетонные плиты, а сами пространства отгородили сеткой-рабицей. Именно в таком виде, значительно разрушенные временем и потоком читателей, они дошли до наших дней, – говорит Тимофей Щегольков. – Поэтому при реставрации возник вопрос: как поступить? Восстанавливать безликий ущербный бетонный пол или вернуться к первоначальному замыслу и воссоздать в мраморе все окружающее пространство?»
Здесь между специалистами возникла полемика. После долгих размышлений и баталий все же было решено придерживаться первоначальной идеи, предложенной Щуко.
Впрочем, проведения реставрационных работ требуют многие корпуса библиотеки, которая в 2023 году вернула себе статус крупнейшей в мире. Ждет финансирования и основное книгохранилище – первый московский небоскреб, «расколовшийся» на две части еще в 1986 году; и хранилище особо ценных фондов, построенное в начале прошлого века как уникальное инженерное сооружение, включившее в себя вестибюль четырех станций Московского метрополитена; и барельефы на фронтоне портика над центральным входом в библиотеку, которые ни разу не реставрировались. Это работа на перспективу и уже совсем другая история.