Знаменитые скульптуры на крыше Ленинки обновили. Как это было?

Знаменитые скульптуры на крыше Ленинки обновили. Как это было?

Знаменитые скульптуры на крыше Ленинки обновили. Как это было?
Знаменитые скульптуры на крыше Ленинки обновили. Как это было?
Фигурам на кровле Российской государственной библиотеки (бывшей Ленинки) вернули их первоначальный облик. За 80 с лишним лет воздействие агрессивной окружающей среды сказалось на их внешнем виде не лучшим образом. От полного разрушения 22 бетонные фигуры молодых строителей нового социалистического общества спасли реставраторы.

ДВОРЕЦ ЗНАНИЙ
Новый комплекс зданий главной библиотеки страны, возведение которого задумали в 1926 году, должен был стать частью грандиозного дворцового проспекта. «Строения, выдержанные в едином архитектурном и идеологическом стиле и символизирующие мощь нового мироустройства, должны были вести ко Дворцу Советов на Волхонке», – рассказывает заместитель генерального директора – директор по эксплуатации, строительству и безопасности Российской государственной библиотеки Тимофей Щегольков. Но построен был только первый из них, дворец знаний – библиотека.

В рамках закрытого конкурса проекты были заказаны ленинградскому архитектору, академику Владимиру Щуко и московским зодчим Алексею Щусеву, братьям Весниным, а также автору Центрального телеграфа Ивану Рербергу. Члены отборочной комиссии считали, что у здания, носившего имя Ленина, должно быть лицо нового времени, а таким в 1920-е годы мог стать только конструктивизм. И в первом туре конкурса наиболее высоко были оценены проекты Алексея Щусева и братьев Весниных. А вот проект Щуко подвергся разгромной критике «из-за его ретроспективности и вниманию к богатой отделке».

В журнале «Современная архитектура» № 3 за 1929 год появилась разгромная статья: «I Всероссийский съезд Общества современных архитекторов (ОСА) выражает свой решительный и категорический протест против возведения этого – мирового значения – здания, долженствующего служить памятником Ленину, по реакционному проекту академика Щуко, идеологически чуждому нам и в практическом отношении наиболее слабому из всех представленных проектов».
4_2.jpg
СИМВОЛЫ БИБЛИОТЕКИ
Но вскоре конструктивизм начал отходить на второй план, и в результате конкурсная комиссия под председательством наркома просвещения РСФСР Анатолия Луначарского объявила победителем конкурса тот самый «антинародный» проект Владимира Щуко. И если в утвержденном варианте планировка здания в некоторой степени опиралась на наследие конструктивизма, то его оформление уже принадлежало новой эпохе – сталинского ампира. Многочисленные колонны, скульптурный фриз над главным входом, дорогая облицовка из известняка и черного гранита подчеркивали монументальность постройки. А в оформлении интерьеров использовались мрамор, бронза, ценные породы дерева. Советская пресса с гордостью отмечала, что для главной библиотеки страны одних только бронзовых изделий было заказано на 2 млн рублей.

Медальоны на фасаде и скульптуры на крыше здания появились в самой поздней версии проекта, когда возведение корпусов библиотеки уже завершалось. «Так как реализация идеи с возведением Дворца Советов, который должен был стать доминантой всего дворцового проспекта, застопорилась, то дворец знаний оказался композиционно незаконченным, и его индивидуальность решили подчеркнуть, разместив на крыше скульптурные композиции», – поясняет Тимофей Щегольков.

Фигуры выполнили по эскизам знаменитых советских скульпторов Матвея Манизера и Елены Янсон-Манизер, Веры Мухиной, Натальи Крандиевской и Всеволода Лишева. Их объединяла тема «Социалистический труд и знание». Они представляли все слои молодого социалистического общества: инженера, красноармейца, рабочих разных профессий, колхозницу, студентку…
Создавая скульптуры, авторы предполагали, что срок их эксплуатации будет не больше 30–50 лет. Но те простояли 80 с лишним и стали неофициальным символом библиотеки.
photo_2024-01-21_15-45-58.jpg
БЕТОН НЕ ВЕЧЕН
Однако даже самые износоустойчивые и надежные бетонные конструкции имеют свойство разрушаться. Изучив состояние фигур в 2020 году, специалисты подтвердили их плохое состояние. А в 2023-м Минкульт РФ принял решение об их комплексной реставрации. «Первичные обследования скульп-тур были поверхностными, – рассказывает руководитель проекта реставрации Валерия Мартынова. – Наши специалисты досконально изучили свойства и состояние материала.

С целью обследования конструктивной части скульптур мы впервые в стране применили рентгеноскопический аппарат, а также определили, что конструктив у основания скульптур сохранил хорошую несущую способность». Принцип разрушения у всех был примерно одинаков. В появившиеся трещины попадала вода, споры мхов и водорослей, в результате они постепенно расширялись, образовывались сколы и каверны. Однако степень сохранности у всех скульптур была разная. Самая плохая – у девушки с книгой. Расположенная на краю корпуса «А» на Моховой, она оказалась ближе всех к открытым пространствам Боровицкой площади и Москвы-реки, где ветер сильнее.
photo_2024-01-21_15-45-56.jpg
ИСТОРИЯ В ДЕТАЛЯХ
Был разработан проект комплексной реставрации скульптур. Их должны были демонтировать и вывезти в мастерские. Затем изготовить с них формы и отлить новые фигуры. Копии предполагалось установить на месте исторических статуй, а подлинники отреставрировать и демонстрировать в музее. 

«Но это путь очень долгий и финансово затратный. Да к тому же появление – хоть и идеальных – копий на крыше главной библиотеки страны не приветствовали ни ее сотрудники, ни историки, ни архитекторы, – поясняет Тимофей Щегольков. – К тому же при детальном обследовании и подготовке к демонтажу было выявлено, что в процессе установки скульптур строители отклонились от проектных решений и фактически намертво прикрепили их к основанию – скульптуры стали неотъемлемой частью конструктива здания. Окончательное решение о реставрации на месте было принято, когда стало ясно, что любая попытка демонтажа и транспортировки приведет к их полной утрате».

Для этого вокруг каждой статуи были построены временные деревянные укрытия – мастерские. Они обеспечивали реставраторам удобный доступ ко всем частям изваяний. Внутри каждого короба, несмотря на нынешнюю суровую зиму, поддерживалась температура плюс 15 ℃, стояли системы контроля климата, что обеспечивало соблюдение процесса схватывания бетонных растворов и присадок. Самая тяжелая и кропотливая работа, по словам реставратора Марата Акрамова, была с вязана с воссозданием авторской пластики, которая была утрачена за годы эксплуатации и различных ремонтов.

Не лучшим образом на внешнем виде фигур отразились и работы по их восстановлению, которые провели в конце 1980 годов. По мнению экспертов, их сложно назвать реставрационными. Это был скорее ремонт – грубое замазывание трещин, – который даже не подразумевал восстановления утраченных элементов скульптур. У части фигур тогда сильно исказились лицо и одежда. Поэтому немало времени у реставраторов ушло на расчистку изваяний от более поздних наслоений. 

«Мы вскрыли все трещины и пустоты в статуях. Скрепили их оцинкованными шпильками разных диаметров, проинъектировали специальными цементосодержащими составами с головы до пят. Затем замастиковали, затерли специальными безусадочными составами, которые не позволяют образовываться трещинам. Работали без срывов, экономя время и при этом четко соблюдая все технологии, и вместо полугода завершили работы за четыре месяца», – поясняет Валерия Мартынова.

Нынешняя реставрация в корне отличается от неудачной предыдущей. «По сохранившимся в архивах рисункам будущих скульптур, по их первым фотографиям, сделанным в 1939 году, полностью восстановлена авторская пластика фигур – все лица, части тел, все элементы одежды, включая, например, стойку воротника, пряжки или пуговицы, стертые временем. В снопе колосьев, которые держит колхозница, теперь заметно, как выступает каждое зернышко, а на режущей кромке серпа видны зазубрины», – отмечает Тимофей Щегольков.
photo_2024-01-21_15-45-55.jpg
КАК ВОССТАНАВЛИВАТЬ БУДЕМ?
«Поэтапная реставрация ведется в библиотеке уже несколько лет. В ходе работ возникает множество вопросов, самый сложный из которых: что брать за точку отсчета? Каким образом то или иное помещение должно быть восстановлено?» – говорит Тимофей Щегольков.
Все дело в том, что с середины 1930-х годов из-за высокой стоимости работ в проект начали вносить изменения. Например, парадная лестница, признанная шедевром постконструктивизма, декорирована несколькими видами дорогого мрамора, а вот оформление читальных залов и помещений корпусов «А» и «В» оказалось упрощенным вариантом того, что задумал Владимир Щуко.
«В главном холле библиотеки в ходе отделочных работ в конце 1950-х годов в мраморе создали только центральную карту. В боковых нефах из экономии на пол были уложены бетонные плиты, а сами пространства отгородили сеткой-рабицей. Именно в таком виде, значительно разрушенные временем и потоком читателей, они дошли до наших дней, – говорит Тимофей Щегольков. – Поэтому при реставрации возник вопрос: как поступить? Восстанавливать безликий ущербный бетонный пол или вернуться к первоначальному замыслу и воссоздать в мраморе все окружающее пространство?»
Здесь между специалистами возникла полемика. После долгих размышлений и баталий все же было решено придерживаться первоначальной идеи, предложенной Щуко.
Впрочем, проведения реставрационных работ требуют многие корпуса библиотеки, которая в 2023 году вернула себе статус крупнейшей в мире. Ждет финансирования и основное книгохранилище – первый московский небоскреб, «расколовшийся» на две части еще в 1986 году; и хранилище особо ценных фондов, построенное в начале прошлого века как уникальное инженерное сооружение, включившее в себя вестибюль четырех станций Московского метрополитена; и барельефы на фронтоне портика над центральным входом в библиотеку, которые ни разу не реставрировались. Это работа на перспективу и уже совсем другая история.