Зачем столице программа комплексного развития территорий и реорганизация старых промзон?

Зачем столице программа комплексного развития территорий и реорганизация старых промзон?

Зачем столице программа комплексного развития территорий и реорганизация старых промзон?
Зачем столице программа комплексного развития территорий и реорганизация старых промзон?
Столичная привычка строить широко и масштабно даже в прежние времена распространялась не только на улицы, площади, парки и скверы. Так же размашисто стремились обустроиться на городских пространствах и промышленные предприятия. Теперь, в постиндустриальную эпоху, это обеспечивает столицу большим количеством освобождаемых площадей, которые можно переустроить в соответствии с новыми требованиями жизни.

Площадки хорошие и разные
Решения о реорганизации тех или иных городских участков и новом строительстве мэр Москвы периодически публикует в своем телеграм-канале. Прошедшим летом он сообщил, что на 15 гектарах бывшей промзоны «Огородный проезд» в Бутырском районе планируется создать современный квартал смешанной застройки. На этой территории планируют построить жилье по программе реновации для переезда жителей сносимых домов, объекты общественно-делового назначения – ФОК, скалолазный центр, гостиницу, базу для коммунальных служб и др. Здесь же появятся 2,7 тыс. рабочих мест, а предполагаемый объем инвестиций составит почти 30 млрд рублей.

Масштаб этого проекта – не самый крупный. В основном они существенно больше. Так как процесс идет не первый год, существуют районы, где застройка на месте бывших фабрик и заводов уже приобретает если не законченный, то вполне оформившийся внешний вид. Так, на месте старого Московского мелькомбината у недавно построенной станции метро «Шелепиха» компания ГК «КОРТРОС» возводит комплекс из 11 высотных зданий Headliner площадью 144 тыс.кв. метров. Две очереди корпусов уже построены. Создана качественная жилая среда, жители обеспечены целым набором объектов инфраструктуры – торговыми, сервисными заведениями. Основная аудитория, покупающая это жилье, – молодые люди, семьи, нацеленные на проживание рядом с ММДЦ «Москва-Сити», вдохновленные близостью исторического центра города.

Впрочем, стартовые шаги столицы в этом направлении охватывали куда более значительные территории. Одним из пионеров можно считать столичный автогигант ЗИЛ. Северная часть бывшего предприятия площадью 65 га превращается в новый столичный район «ЗИЛАРТ» усилиями компании ЛСР. Компания намерена возвести 1,5 млн кв. метров недвижимости: 30 авангардных объектов, 10 из которых уже сданы, целый комплекс инфраструктурных сооружений, включая музейно-выставочный комплекс «Коллекция». Но одним из первых проектов в рамках застройки стала обустроенная в современном стиле набережная, а также парковая зона «Тюфелева роща» и огромный авангардный арт-объект как память о некогда существовавшем заводе.
Южную часть бывших заводских площадей в 109 га осваивает компания «Эталон» проектом Shagal. Сейчас реализуется его вторая очередь.

В этом новом городском районе смогут поселиться 25 тыс. жителей. Проект «Эталона», включающий разноэтажные кварталы, интересен и своей многоплановостью, и огромной парковой территорией, которая займет половину всего пространства. В прошлом году состоялась закладка аллеи, посвященной ветеранам ЗИЛа.

Интересным примером по теме реорганизации считается застройка промзоны «Октябрьское поле» в районе Щукино компанией «РГ-Девелопмент». Проект стартовал в 2015 году. В 2020-м в соответствии с вышедшим законом о КРТ застройщик заключил соответствующий договор с городом, что позволило вести застройку более сбалансированно. На сегодняшний день в Щукино компания сдала в эксплуатацию восемь жилых корпусов, три детских сада, поликлинику. К финалу будут возведены еще семь жилых зданий, два ДОУ и технопарк. Успешность этого начинания позволила компании взяться за территорию бывшей промзоны «Братцево» в Головинском районе Москвы, вблизи усадьбы Михалково и Головинских прудов. На месте бывших производственных зданий фабрики «Йокиш» будет возведен новый жилой комплекс. «В ходе строительства жилого квартала девелопер восстановит часть исторических зданий и адаптирует их под современное использование. В результате новую жизнь получит ранее заброшенная промзона на севере столицы», – прокомментировал будущий проект заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарёв. В компании «РГ-Девелопмент» отмечают, что на территории уже введен в эксплуатацию один жилой дом, по соседству строится второе здание. В общей сложности, включая проекты других инвесторов, на месте бывшей промзоны «Братцево» запланировано строительство свыше 700 тысяч кв.
метров недвижимости.

4_2.jpg

Здесь и сейчас
Сегодня на разных стадиях проработки и реализации находится 188 проектов КРТ, которые охватывают 2,45 тыс. га земли, а 41 площадка уже в активной стадии – по ним определены инвесторы или назначены операторы для реорганизации почти 500 гектаров. Опытом по применению механизма КРТ на бывших индустриальных площадках или просто неэффективно используемых участках столица делится с регионами. Наметились и некоторые новые черты развития программы. Например, вновь построенные городские районы будут включать дома для переселенцев из сносимых домов по программе реновации. Так, по самым последним данным руководителя департамента градостроительной политики Сергея Лёвкина, в рамках 17 утвержденных проектов реорганизации промзон в семи округах города планируется построить современные кварталы, включая дома по реновации. Это позволит переселить около 28 тыс. человек. Приобретает особую актуальность нацеленность проектов на создание новых рабочих мест. Негативный опыт сооружения спальных районов, не обеспеченных местами приложения труда, характерный для застройки советских времен, навсегда ушел из практики. В районах бывших промплощадок строятся бизнес-центры, современные производства и технопарки. Сейчас один из самых крупных реализуемых проектов КРТ в Москве –

участок бывшей промзоны «Автомоторная» площадью 77 га в районе Головинский (САО), занятый старыми складами, автомастерскими и неработающими предприятиями. В результате здесь появятся высокотехнологичные производства, общественно-деловые и социальные объекты, где смогут трудоустроиться примерно 10 тыс. человек. Утверждение проектов планировки (ППТ) отдельных участков, входящих в границы крупных территорий, – процесс, поставленный властями города на поток. Так, недавно город одобрил один из проектов планировки для участка промзоны «Южный порт» в районе Печатники (ЮВАО). Город рассматривает «Южный порт» как альтернативу Сити. Работать «в порту» будут несколько крупных девелоперов.
«В настоящее время на земельных участках площадью порядка 130 га расположены складские и производственные здания. Территория будет существенно преобразована, здесь появятся новые рабочие места, что в целом придаст импульс развитию района», – отметил Бочкарёв. Утвержденный ППТ участка связан с одним из ее составляющих – транспортно-логистическим центром площадью более 80 тыс. кв. метров. На логистические объекты центра придется 14 990 кв. метров, на производственно-
складские – 65 130 кв. метров.

Новостью прошедшего августа стало и подписание с городом в рамках прошедшего МУФа договора о комплексном развитии участка бывшей промзоны «Серп и Молот» на юго-востоке столицы. Мультиформатный федеральный девелопер GloraX по результатам торгов заключил соглашение, по которому намерен вложить в территорию 6 млрд рублей. По итогам реализации проекта будет создано свыше 1,5 тыс. рабочих мест, рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Новые участники, новые задачи
Примечательно, что прозрачные и перспективные условия для развития привлекают в эту сферу девелоперов, ранее активно занимавшихся другими сегментами рынка. Так, примерно полгода назад группа компаний Vesper, известный застройщик элитных особняков центра Москвы, объявила о том, что планирует инвестировать 45 млрд рублей в редевелопмент промзоны площадью около 5 га в Донском районе на улице Шаболовке, 31. На месте бывшего ГПЗ-2 (Второго государственного подшипникового завода) начиная с 2000-х большая часть помещений хаотично сдавалась в аренду, в 2016 году производство полностью было перенесено в Тверь. В рамках проекта редевелопмента в течение пяти лет Vesper планирует создать жилой квартал с образовательными учреждениями, социальной инфраструктурой, подземной парковкой, спортивными площадками и открытой благоустроенной территорией, рассказали в Москомстройнвесте. В Vesper подтвердили: эти намерения не утрачивают своей актуальности. Тем более что интересный «производственный» опыт у нее уже был – полностью реализованный в 2022 году проект бюро «Меганом» Lucky на Красной Пресне, на месте бывшего завода «Спектр ЛК». Lucky позиционируется как социокультурный кластер с современными жилыми и историческими зданиями, собственной парковой зоной.
Москва не отказывается от промышленного развития. Однако новые производства будут мало похожи на заводы, доставшиеся городу от эпохи индустриализации. По планам, эту нишу будут занимать высокотехнологичные комплексы. И, по словам мэра столицы Сергея Собянина, ближайшей задачей города станет интеграция современных производственных объектов в хорошо развитую среду строящихся районов города.