Высокоскоростные железные дороги – импульс к развитию регионов России

Высокоскоростные железные дороги – импульс к развитию регионов России

Высокоскоростные железные дороги – импульс к развитию регионов России
Высокоскоростные железные дороги – импульс к развитию регионов России
На прошлой неделе мэр Москвы Сергей Собянин доложил президенту России Владимиру Путину о начале строительства московского участка первой высокоскоростной железнодорожной магистрали. Она соединит Москву и Санкт-Петербург, пройдя не только через Тверь, но и через оставшийся в стороне от старых трасс Великий Новгород, и станет «хребтом» транспортного каркаса России XXI века. Поезда-«телепорты» с конструктивной скоростью до 400 км/ч и соответствующей инфраструктурой дадут нашей стране новый уровень транспортной связности: вслед за Петербургом на очереди другие направления.

За 2 часа 15 минут – таково прогнозное время в пути для нового подвижного состава и путевого строения – поезда ВСМ-1 пройдут между старейшими в России Ленинградским и Московским вокзалами двух столиц с 14 промежуточными остановками. В Москве планируется, помимо конечной станции, еще три вокзала: Рижская с пересадкой на БКЛ, Петровско-Разумовская с пересадкой на МЦК, а также Зеленоград-Крюково. Именно в этом самом северном округе Москвы состоялась церемония начала строительства.
«На всех станциях мы создадим современную пассажирскую инфраструктуру, – отмечает в своем блоге Сергей Собянин. – Специально для ВСМ проектируется инновационный и быстрый поезд, который сможет развивать скорость до 400 км/ч. Это будет поезд с самым высоким уровнем комфорта. Время в пути между двумя крупнейшими городами страны сократится почти в два раза».

В Москве строительство ВСМ – наиболее сложная и объемная задача: магистральные пути для поездов нового поколения пройдут на этом участке вдоль существующей Октябрьской железной дороги. Далее высокоскоростная магистраль пойдет по вновь разработанной, траектории, оптимальной с точки зрения уклонов, землеотвода и необходимости подхода к Великому Новгороду. По словам Сергея Собянина, интервалы движения планируются с 2028 года до 15–20 минут в часы пик, а с 2030 года – 10–15 минут. А это значит, что ВСМ станет значимым фактором развития всех шести регионов: повысится уровень туризма, вырастет бизнес-активность, появятся новые рабочие места.

Как уже шутят петербуржцы, с постройкой ВСМ Новгород, до которого на таком поезде будет всего полчаса, станет «новым элитным спальным районом Питера». Шутки шутками, однако новый уровень транспортной связности может действительно качественно изменить ситуацию, запустив процесс создания единой агломерации Москва – Санкт-Петербург. Примеры в истории известны – специалистам знакомы термины «Бостваш» (агломерация Бостон – Вашингтон) и «Токкайдо» (от Токио до острова Хоккайдо).

ВСМ между Москвой и Петербургом, по которой уже активно идет разработка трассы, путевых технологий и подвижного состава, будет, таким образом, качественным скачком в транспортной отрасли России – но скачком эволюционным. Поскольку развитие путей сообщения между двумя российскими столицами ведется уже три столетия и на каждом из этапов резкое ускорение коммуникаций изменяло российскую экономику и даже культуру.

Строительство Ладожских каналов, Вышневолоцкой и Мариинской водных систем в XVIII веке превратило новую столицу Российской империи, Санкт-Петербург, из военно-управленческого полуанклава в полноценный мегаполис того времени, обеспечив его массовыми поставками продовольствия и топлива. А внутренние российские губернии получили крупный канал сбыта хлеба – основного экспортного товара России тех времен.

Установление регулярного дилижансного сообщения между столицами в начале XIX века было первым шагом к сближению Москвы и Петербурга не только для избранных чиновников, вельмож и почты, но и для широких слоев горожан. Но революцию в этом деле совершила, конечно, железная дорога. Всего за несколько десятков лет путешествие из Петербурга в Москву эволюционировало от «анабасиса» времен Радищева до простого поворота сюжета, как в «Анне Карениной».
Наконец, в течение ХХ века дорога между столицами, занимавшая при прежних железнодорожных технологиях полсуток, сократилась до 8–9 часов на ночном поезде и 4–5 часов на скоростном поезде ЭР-200 или самолете (с учетом дороги в аэропорт и из него).

Что может принести России постройка современных ВСМ, показывает практика нынешней мировой «столицы» таких магистралей – Китая. Здесь на основе нескольких «уровней» скоростного железнодорожного сообщения (выделенные магистрали со скоростью 350 и выше км/ч, аналог строящейся ВСМ; новые и модернизированные линии со скоростью 200–250 км/ч, аналог российских «Сапсанов») построена эффективная транспортная сеть, объединяющая всю страну. Перемещения на таких поездах в Китае стали обыденным делом.

Мировая практика – так же как и экстраполяция истории – говорит о том, что скоростные железные дороги, если они строятся системно, способствуют активизации экономики и созданию высокотехнологичных агломераций. В случае ВСМ-1 между Москвой и Санкт-Петербургом речь идет о слиянии воедино шести регионов с общим населением более 40 млн человек – это 27% населения страны. А далее, как говорят железнодорожники, со всеми остановками: ВСМ-1 обещает быть только началом.