Более 20 зарубежных брендов готовятся в выходу на российский рынок

Более 20 зарубежных брендов готовятся в выходу на российский рынок

Более 20 зарубежных брендов готовятся в выходу на российский рынок
Более 20 зарубежных брендов готовятся в выходу на российский рынок
Эксперты консалтинговой компании NF Group проанализировали интерес к торговой недвижимости и выявили рост числа иностранных ритейлеров, а также развитие вернувшихся международных брендов. Специалисты подчеркивают, что популярностью сейчас больше пользуется стрит-ритейл, нежели торговые центры.

Последние четыре года торговая недвижимость бьет антирекорды. Если в прошлом году в Москве было введено пять торговых центров, то в течение 2023-го пока только три – «Митино Парк», «Звездный» и «Кувшинка», а их площадь – всего 37,6 тыс. кв. метров. Конечно, это не идет ни в какое сравнение с 2010-ми годами, когда новые ТРЦ росли как грибы после дождя. Например, в 2014-м введенные объекты составили порядка 1 млн кв. метров. Поэтому 37 тыс. «квадратов» сегодня – это та цифра, к которой пока трудно привыкнуть. Но аналитики утверждают, что именно такие данные мы будем наблюдать в ближайшее время не только в России, но и в мире. Связано это с тем, что во время пандемии многие магазины перешли на онлайн-платформы. Потребителю такой способ понравился, поэтому он не намерен отказываться от доставки даже при наличии массы магазинов офлайн.
В прошлом году также был рекордный объем вакансий – более 15%. Тогда он формировался за счет ухода международных брендов. Но их место достаточно быстро заняли российские производители. Как итог – к концу этого года мы вернемся к своим историческим значениям: чуть меньше 9%. Правда, даже с учетом снижения доли вакансий и ввода новых проектов ставки на недвижимость не растут. На это влияют различные факторы – это не только локация, но еще и формат, профиль арендатора и его оборот продаж.

Планируется, что в следующем году откроется около 120 тыс. кв. метров торговых площадей, но высока вероятность, что это значение будет меньше. Самым крупным ТЦ станет «Кузьминки Молл» площадью около 35 тыс. кв. метров. Помимо него будет введено еще несколько проектов новых форматов, таких как ТЦ «Чкалов» и ТЦ «Афимолл Тверская». Эксперты считают, что последние пять лет стабильно сокращается рост ввода новых торговых площадей, да и в целом снижаются все показатели. Другими словами, в Москве может сформироваться дефицит качественных торговых площадей. Поэтому успех будет на стороне тех, кто начнет строить принципиально новые торговые объекты. Кроме того, аналитики выяснили, какие сегменты больше всего интересуют покупателей. Например, спрос на сферу моды падает: если раньше он составлял больше 40%, то сейчас меньше 38%. При этом спрос на досуг вырос на 13%, на общепит – более чем на 6%, а на товары для дома – на 8%.

Также сегодня российский рынок продолжает быть интересен международным брендам, правда, это уже производители из других стран. Так, за 2023-й в ТЦ появилось 19 новых торговых марок, а это на 42% больше, чем в прошлом году. В основном к нам пришли новые игроки из Турции и Республики Беларусь, а в ближайшее время на рынок планируют выйти еще 23 бренда из КНР, Ирана, Казахстана, Беларуси, ОАЭ, Южной Кореи, Индии, Италии, Турции в сегменте одежды и обуви, а также в категориях «Товары для дома», «Электроника», «Книги и сувениры». Благодаря тому, что арендаторы начинают возвращаться на пустующие торговые площадки, с сентября посещаемость ТЦ стала потихоньку восстанавливаться.

А вот в стрит-ритейле наблюдается более положительная динамика. Бум на ТЦ прошел, зато улицы заполняются красивыми магазинами, ресторанами, продуктовыми мини-маркетами. К примеру, в 2023 году на центральных улицах Москвы открыли 26 новых точек, а это на 67% больше, чем в прошлом. Из чего следует, что этот рынок наиболее устойчив к геополитической ситуации. Уход иностранных брендов лишь усилил наши локальные бренды. По данным аналитиков, примерно 60% арендаторов сейчас приходится на одежду и обувь, 27% – на ювелирные украшения, 10% – на парфюмерные магазины и 3% – на товары для дома. Однако в этом году появилось 88 точек общественного питания, что на 14,6% меньше, чем год назад. При этом сегодня помещения под моду и общепит на улице Петровке и в Столешниковом переулке считаются лидерами спроса наряду с районом Патриарших прудов, а на соседних Дмитровке и Кузнецком Мосту практически нет свободных площадей. На развитие торговых коридоров существенно влияют несколько факторов: возросшие затраты на отделку помещений, курсы валют, туристические потоки и параллельный импорт. Но, несмотря на это, спрос на помещения с отделкой растет.

Таким образом, в торговой недвижимости сейчас наблюдаются следующие тенденции: рост посещаемости, сокращение доли вакантных площадей, реконцепция торговых центров и ориентация на малое строительство. «Мы не ожидаем, что продолжится прогрессивный рост ритейлеров, но мы понимаем, что они будут работать над качеством, а это даст нам более разумное развитие. Весь прошлый год рынок бурлил идеями: кого же все-таки привести на место брендов, ушедших из России? Конечно, были разные идеи, в том числе вариант создать дополнительные места для досуга – термы. Многие на это решились. К примеру, в следующем году ожидается рост числа термальных комплексов, в том числе и в составе торговых центров. А значит, нас ждут совершенно новые форматы ТЦ, куда можно будет пойти не только за покупками», – отметили в NF Group.